Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Воробьевой С.А., судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,
при секретаре Лямине Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, а также обязательстве совершить определённые действия по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2016 года, которым административный иск Щербакова В.С. оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Щербаков В..С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просил признать незаконным решение N90-01/2016-104509 от 28.09.2016 года Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; обязать уполномоченное лицо Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внести сведения в государственный кадастр недвижимости объект недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" взыскать в его пользу, понесенные им судебные расходы.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2016 года административный иск Щербакова В.С. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением Белогорского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2016 года Щербаковым В.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит об отмене решения и принятии нового, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что судом допущено нарушение ч.1 ст. 64 КАС РФ, поскольку суд в своем решении опровергает общеизвестные обстоятельства определения площади земельного участка, путем математического расчета. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Щербаков В.С., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровая процедура по внесению кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 17 статьи 45 указанного выше закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если: имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета; сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости; ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (ч. 18 ст. 45 Закона).
Постановлением Совета министров Республики Крым N301 от 01.09.2014 года утвержден порядок включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым. В соответствии с пунктом 4 раздела 1 указанного порядка, источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Таким образом, необходимым условием для внесения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является осуществленные в установленном действовавшим до вступления в силу Закона N6-ФКЗ законодательством, государственная регистрация права и технический учет объектов недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что Щербаков В.С. обратился 16.09.2016 года с заявлением о внесении государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, находящегося по адресу: "адрес".
В качестве правоустанавливающего документа были представлены следующие документы:
-постановление Администрации г. Белогорска Республики Крым от 28.01.2016 года N65-П "О присвоении объекту недвижимого имущества земельному участку номера "адрес"";
-решение исполнительного комитета Белогорского городского Совета народных депутатов от 22.02.1995 N45-1 о выделении земельного участка для строительства гаража.
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28.09.2016 года N90-01/2016-1.04509 от 28.09.2016 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с ч.17 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в качестве основания для отказа указывается отсутствие в представленных документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как ранее учтенном. По представленным документам не предоставляется возможным определить сведения площади земельного участка, требования которой оговорено п. 6 ч.1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28.09.2016 года N90-01/2016-1.04509 является законным, обоснованным, принятым в результате рассмотрения представленных документов в установленный срок.
Кроме того, отказ во внесении в ГКН сведений об объекте недвижимости не лишает возможности заявителя, повторно обратится, с таким заявлением устранив при этом основания, послужившие для принятия решения от 28.09.2016 года N90-01/2016-1.04509.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, а также обязательстве совершить определённые действия- оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: подпись Воробьева С.А.
Судья: подпись Терентьева Н.А.
Судья: подпись Яковлев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.