Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя ответчика УФСИН России по адрес по доверенности фио на решение Головинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Признать решение Комиссии УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата (протокол N5) об отказе в принятии фио на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать Комиссию УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить фио на учет для получения единовременной выплаты с дата
установила:
Истец фио, в лице представителя по доверенности фио, обратилась в суд с иском, по которому просит признать решение Комиссии УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата (протокол N5) об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать Комиссию УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить на учет для получения единовременной выплаты с дата.
В обоснование своих требований истец указала на то, что она проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с дата, в настоящее время в должности младшего инспектора 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на дата составляет более 15 лет. В соответствии со ст.4 Федерального закона N283-ФЗ от дата "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец и члены ее семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. фио дата подала в Комиссию УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рапорт о постановке на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов. Указанных в п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N369, однако в постановке на учет истцу и членам ее семьи было отказано.
Представитель истца, по доверенности фио, в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержал по изложенным доводам.
Представитель ответчика, по доверенности Куц А.С., заявленные требования в суде первой инстанции не признал, указывая на то, что фио дата, будучи обеспеченной необходимой нормой жилой площади, при наличии постоянной регистрации по месту жительства, при наличии права пользования жилой площадью и соответственно права проживания, намеренно снялась с регистрационного учета, вместе со своими несовершеннолетними детьми, которые на момент снятия с учета также были обеспечены необходимой нормой жилой площади, за которыми сохранялось право пользования жилым помещением как за членами семьи в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, что привело к ухудшению жилищных условий истца, к искусственному созданию нуждаемости в жилье, в связи с чем у истца не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласен представитель ответчика ФСИН России по адрес по доверенности фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Управления ФСИН по адрес по доверенности фио - в суд апелляционной инстанции явился, поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы; истец фио не явилась, ее представители по доверенности фио, фио явились, просили оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных фио требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела видно, что фио проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес с дата по настоящее время в должности сотрудника (л.д.28).
дата фио составом семьи 4 человека - она и трое несовершеннолетних детей, обратилась с рапортом в комиссию УФСИН России по адрес о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.34).
Согласно выписки из протокола N5 от дата фио в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения отказано, в связи с тем, что по решению членов комиссии УФСИН России по адрес были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий путем снятия заявителя с регистрационного учета по прежнему месту жительства, в соответствии с п.8 ст. 4 Федерального закона N283-ФЗ (л.д.11).
Комиссией УФСИН также установлено, что стаж службы фио на дата составляет 15 лет 08 месяцев 01 день. Ранее единовременная социальная выплата фио и членам ее семьи не предоставлялась. С дата по дата фио, дети в период с дата по дата, были зарегистрированы по адресу: адрес, в жилом доме общей площадью 248,3 кв.м., на момент выписки по адресу были зарегистрированы семь человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв.м. (35, 47 кв.м.) С дата фио, дочь - фио с дата по дата и с дата по настоящее время, сын - фио с дата по дата и с дата по настоящее время, дочь - фио с дата по дата и с дата по настоящее время зарегистрированы по адресу: адрес, в квартире общей площадью 34,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности бывшему мужу заявителя фио (брак прекращен с дата) по адресу зарегистрированы 5 человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее 15 кв.м. (6,96 кв.м.).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств. фио заключив брак с фио, зарегистрировала общих троих несовершеннолетних детей в квартире супруга с момента их рождения. После расторжения брак истец сняла детей с регистрационного учета по месту жительства своего бывшего супруга и дата зарегистрировала детей по месту своей регистрации на 8/100 долей жилого дома по адресу адрес. Поскольку жилой дом по указанному адресу не пригоден для проживания, истец, совместно со своими несовершеннолетними детьми дата снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась в квартире своего бывшего супруга, где проживает в настоящее время.
Как указал суд первой инстанции из выписки из домовой книги жилого дома по адресу: адрес, следует, что истец фио в период с дата по дата, совместно со своими несовершеннолетними детьми фио паспортные данные, фио паспортные данные, фио паспортные данные, в период с дата по дата были зарегистрированы в жилом доме общей площадью 248,3 кв.м. на 8/100 долях.
Согласно Акту проверки жилищных условий заявителя фио, составленного комиссией в составе главных специалистов отдела учета и распределения жилой площади администрации адрес, представленного истцом, жилое помещение состоит из двух комнат 12,9 кв.м. и 7,2 кв.м., общей площадью 23 кв.м., комнаты смежные, на 1 этаже в 1 этажном доме. Дом деревянный, ветхий, комнаты сырые, квартира отдельная - часть домостроения. По результатам обследования комиссией дано заключение о том, что жилое помещение не пригодно для проживания, ремонту не подлежит. Рекомендуется провести техническую экспертизу и обратиться с заявлением о признании жилого помещения не пригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, на момент проживания по месту регистрации на 8/100 доли жилого дома по адресу: адрес, и в период проживания по месту регистрации в квартире по адресу: адрес, совместно со своими тремя несовершеннолетними детьми не была обеспечена нормой жилой площади, в связи с чем имеет право на постановку на учет для получения единовременной выплаты.
И также исходил из того, что каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, что привело к искусственному созданию нуждаемости в жилье, ответчиком суду не представлено и судом не установлено и пришел к выводу о том, что требования истца о признании решения Комиссии УФСИН России по адрес по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата (протокол N5) об отказе в принятии фио на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, подлежат удовлетворению.
Между тем, судом не было принято во внимание следующее.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу п. 3 той же статьи, названная единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м и/или проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от дата N 369 (в редакции от дата).
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно ч.5 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч.8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно ч.6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, дата по дата фио, трое детей от второго брака с дата по дата были зарегистрированы по адресу: адрес., адрес, в жилом доме общей площадью 248,3 кв.м, на момент выписки по адресу были зарегистрированы 7 человек, истец и шесть ее детей, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляла более 15 кв.м. (35,47 кв.м.). Согласно выписке из домовой книги в данном доме постоянно зарегистрированы с дата по настоящее время трое совершеннолетних детей фио от первого брака (дочь - фио датар., дочь - фио датар., сын - фио датар.).
Как пояснил представитель ответчика, установить из представленных на комиссию документов кому принадлежит вышеуказанный дом, не представлялось возможным. дата и дата фио произвела отчуждение 2 долей на праве общей долевой собственности в данном доме (доли 4/100 и 8/100).
Также из представленных документов видно, что брак с первым мужем фио истцом расторгнут в дата, однако право пользования в вышеуказанном доме у бывшего мужа сохранялось до дата, который был снят с регистрационного учета решением суда от дата.
С дата истец и ее дети от второго брака дочь - фио с дата по дата и с дата по настоящее время, сын - фио с дата по дата и с дата по настоящее время, дочь - фио с дата по дата и с дата по настоящее время, зарегистрированы по адресу: адрес, в квартире общей площадью 34,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности второму бывшему мужу истца фио (брак расторгнут дата, накануне подачи документов в комиссию УФСИН России по адрес), по адресу зарегистрировано 5 человек, обеспеченность общей площадью жилою помещения на каждого проживающего составляет менее 15 кв.м. (6,96 кв.м.).
Таким образом фио, дата, имея постоянную регистрацию и право пользования в жилом доме, расположенном по адресу адрес., адрес, будучи обеспеченной жилой площадью, добровольно снимается с регистрационного учета и перерегистрируется сама и своих детей от второго брака в квартиру теперь уже бывшего мужа фио, который по сути утратил степень родства с истцом после расторжения брака дата и не возражает не только против регистрации детей, но и самой фио с заведомо меньшей жилой площадью 34,8 кв.м.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что изначально фио в рапорте ошибочно указала, что она с тремя детьми от второго брака относится к категории сотрудников, не являющихся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, сославшись на пп. 1 п. 3 ст. 4 ФЗ N 283 ФЗ.
Само обстоятельство расторжения брака фио второй раз никаким образом не могло лишить права пользования занимаемого жилого помещения несовершеннолетними детьми.
Частью 1 адресст. 31 адреса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно п. 2 ст. 31 ЖК РФ вселенные члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 4 ФЗ N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты учитываются действия сотрудника и (или) членов его семьи, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершенные в течение 5 предшествующих лет до дня подачи заявления.
Таким образом, фио дата, будучи обеспеченной необходимой нормой жилой площади, при наличии постоянной регистрации по месту жительства, при наличии права пользования жилой площадью соответственно права проживания. намеренно, т.е. добровольно о собственной инициативе снимается с регистрационного учета.
Более того, истец снимает с регистрационного учета своих совершеннолетних детей, которые на момент снятия с учета также были обеспечены необходимой нормой жилой площади, за которыми сохранялось право пользования жилым помещением как за членами семьи в соответствии с положениями ЖК РФ.
Поскольку действия фио по снятию с регистрационного учета по месту жительства в доме, в котором она и ее несовершеннолетние дети как члены семьи собственника были обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более 15 квадратных метров, а также добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением привели к ухудшению ей своих жилищных условий, к искусственному созданию нуждаемости в жилье, у истца не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании статьи 4 ФЗ N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных данной нормой.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, в указанной норме речь идет о любых намеренных действиях по ухудшению жилищных условий.
Из Определения Конституционного Суда РФ от дата N 258-0-0, рассмотревшего вопрос о конституционности нормы ст. 53 ЖК РФ, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Также Конституционный Суд РФ в своем Определении от дата N 258-0-0 указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их других жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами своего субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 2488-0 и от дата N 692-О).
Таким образом, вывод Комиссии ФСИН России о том, что члены семьи истца обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, являлся обоснованным.
Требование истца фио об обязании комиссии УФСИН России по адрес поставить на учет для получения единовременной выплаты удовлетворению не подлежат, поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания решения комиссии УФСИН России по адрес об отказе в принятии фио на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещений, незаконным.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований фио отсутствовали, в связи с чем постановленное судом решение подлежит отмене, а указанные требования - отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Головинского районного суда адрес от дата отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении требований фио к УФСИН России по адрес о признании незаконным решения комиссии и обязании поставить на учет - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.