Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Сергеевой Л.А.
и судей Федерякиной Е.Ю., Вишняковой Н.Е.
при секретаре П. С.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционным жалобам истцов Мишина С.И., Мишиной Р.Г. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 августа 2016 года, которым постановлено: иск Мишина С. И., Мишиной Р. Г. к ФГКУ "Западное РУЖО" в лице 1-го отдела о признании права на обеспечение жилым помещением, признании решения незаконным, присуждении к исполнению обязанностей- оставить без удовлетворения.
установила:
Истцы Мишин С.И., Мишина Р.Г. обратились в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то обстоятельство, что Мишин С.И. проходил военную службу, при увольнении оставлен в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Однако решением ответчика от .. г. ему было отказано в предоставлении уже распределенного жилого помещения с исключением из реестра нуждающихся вместе с супругой Мишиной Р.Г., со ссылкой на то, что установленным порядком не было сдано ранее распределенное семье истцов жилое помещение в г. Смоленске. Ссылаясь на то, что был переведен к новому месту службы, а жилье в г.Смоленске оставил другим членам семьи, истец полагает состоявшееся решение неправомерным. Уточнив исковые требования, истцы просили суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением с соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" за счет средств федерального бюджета; признать незаконным решение начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное РУЖО" от ... N.. Одновременно истцы просили обязать начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное РУЖО" отменить это решение, обязать ответчика восстановить истцов в Реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать повторно рассмотреть вопрос о предоставлении истцам жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Представители истцов в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, просят истцы Мишин С.И., Мишина Р.Г. по доводам своих апелляционных жалоб, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение и толкование норм материального права, указывая также, что вопреки выводам суда право на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства истцом Мишиным С.И. реализовано не было.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Мишина С.И. и его представителя по доверенности Стребкова М.М., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1,ч.3 ст.11ГПКРФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что .. г. за N.. состоялось решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице 1-го отдела об отказе майору запаса Мишину С.И. (уволен с военной службы по достижении предельного возраста .. г.; календарная выслуга лет на момент увольнения - ..) в вынесении решения о передаче по договору социального найма жилого помещения общей площадью .. кв.м по адресу: ... Одновременно указанным решением Мишин С.И. и его супруга Мишина Р.Г. исключены из реестра нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для вынесения решения явилось то обстоятельство, что по предыдущему месту службы Мишину С.И. с семьей была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: .., общей площадью .. кв.м. В .. г. Мишин С.И. был переведен к новому месту службы, в ..; по новому месту службы жилой площадью обеспечен не был. С ..г. Мишин С.И. с супругой Мишиной Р.Г. зарегистрированы при воинской части ..; в .. г. квартира по адресу: .. приватизирована дочерью и внуком Мишиных в равных долях. Ссылаясь на то, что законом предусмотрено однократное обеспечение военнослужащего жилым помещением на условиях социального найма, ответчиком принято оспариваемое решение (л.д.13-14).
Одновременно судом установлено, что жилое помещение по адресу.. было оставлено Мишиным С.И. своей дочери - Борщевой Ж.С. и ее сыну Борщеву В.А., ..г.р., которыми квартира, как указывалось выше, приватизирована в равных долях на основании договора от .. года.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ФЗ "О статусе военнослужащих", пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, для их удовлетворения.
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.14 ст.15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 18 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ предусмотрено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, в период военной службы его семья была обеспечена указанным выше жилым помещением в г. .., то есть Мишиным С.И. было реализовано право на обеспечение жильем, которое может быть использовано, согласно указанным выше положениям закона, однократно. Оставление по своему выбору военнослужащим полученной квартиры за некоторыми из членов своей семьи, не возлагает на государство обязанность по повторному его обеспечению жилой площадью по линии Министерства обороны.
Приказы об увольнении Мишина С.И. с военной службы от .. г. N.. по личному составу (л.д.80) и об освобождении от занимаемых воинских должностей от .. г. (л.д. 79), не содержат ссылок о принятии Мишина С.И. на учет либо о сохранении в списках нуждающихся. Напротив, указанные приказы отражают тот факт, что Мишин С.И. обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Согласно подп. "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с подп. "и" п. 7 Правил избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным, специальным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий.
Указанное положение не предусматривает иных дополнительных условий признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства.
Вместе с тем, предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При этом, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29.05.2014 N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения, и об отсутствии в данном случае оснований для признания за истцами права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны.
Доводы жалоб по существу повторяют позицию Мишина С.И., Мишиной Р.Г., изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Закон, подлежащий применению, определен судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционных жалоб направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 августа 2016 года- оставить без изменения, апелляционные жалобы Мишина С.И., Мишиной Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.