Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.
при секретаре Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 июня 2016 года, которым постановлено:
Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу А.Н.А. убытки в размере ****** рублей ** копеек, расходы по оплате госпошлины в размере ****** рубля * копеек.
установила:
Истец А.Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ о взыскании убытков в размере ****** руб. ** коп., ссылаясь на то, что проходила военную службу по контракту в войсковой части ***** (г.*****Хабаровского края), была уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключена из списков личного состава с 31 октября 2013 г. В марте 2014 г истица узнала, что выплата пенсии за выслугу лет ей производиться не будет, поскольку отсутствует расчет выслуги лет для назначения пенсии. Решением Псковского гарнизонного военного суда от 09 апреля 2014 г командир войсковой части ***** обязан направить личное дело истицы в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" для подсчета выслуги лет на пенсию, ознакомить А.Н.А. с указанным расчетом и направить его в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет. Однако, расчет выслуги лет командир войсковой части******направил в военный комиссариат по месту постановки истицы на воинский учет только в июне 2015 г, пенсия в размере ****** руб. ** коп. была назначена с 13 июля 2015 г со дня ее обращения, в связи с чем истица просила взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере ****** руб. ** коп.
В судебном заседании истица А.Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен.
Представители третьих лиц командира войсковой части ***, Федерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены, представили письменные возражения.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит представитель ответчика Министерства обороны РФ по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Н.А. на основании приказа командующего войсками Восточного военного округа N *** от 22 октября 2013 г исключена из списков личного состава в/ч ***** с 31 октября 2013 г и направлена для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата города Санкт-Петербурга по Пушкинскому району.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 09 апреля 2014 г удовлетворено заявление А.Н.А. и признано незаконынм бездействие командира войсковой части ****, связанное с направлением личного дела А.Н.А. в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" для подсчета выслуги лет на пенсию. Командир войсковой части 46102 обязан направить личное дело А.Н.А. в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" для подсчета выслуги лет на пенсию, после чего ознакомить А.Н.А. с указанным расчетом и направить его в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что личное дело А.Н.А. с расчетом выслуги лет в военный комиссариат поступило в июне 2015 г, пенсия истице была назначена со дня ее обращения 13 июля 2015 г, выплата произведена с 13 июля 2014 г.
Удовлетворяя требования А.Н.А. суд пришел к выводу о том, что пенсия за период с 01 ноября 2013 г по 30 июня 2014 г не была назначена истице по вине подведомственных органов Министерства обороны РФ, своевременно не выполнивших обязанность по расчету выслуги лет для назначения пенсии и несвоевременному исполнению Псковского гарнизонного военного суда.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием суд апелляционной инстанции полагает не согласиться, поскольку выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, лиц, проходивших военную службу предусмотренные Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Так, в ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса; указанные в законе лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов; в этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством РФ.
Статья 52 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 предусматривает, что заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Сроки назначения пенсий лицам, указанным в ст. 1 Закона, установлены в подп. "а" ч. 1 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, который предусматривает, что пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого лицу выплачено денежное довольствие при увольнении (кроме случая установления инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения), при этом ч. 2 указанной нормы предусматривает, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
В соответствии с частью второй ст. 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Исходя из указанных норм права, с учетом того, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии 13 июля 2015 г, при этом выплата пенсии произведена с 13 июля 2014 г, оснований для взыскания пенсии за период с 01 ноября 2013 г по 30 июня 2014 г у суда не имелось.
Доказательств подачи заявления о назначении пенсии с 01 ноября 2013 года истцом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Вместе с тем, именно с наличием этого заявления и моментом его подачи в пенсионные органы закон связывает начало течения времени, с которого пенсия должна быть начислена и выплачиваться.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 426-О и от 23 мая 2006 года N 159-О).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что в силу п. 2 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 г. N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик по настоящему делу Министерство обороны РФ не является органом, назначающим или выплачивающим пенсию лицам, уволенным с военной службы.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 07 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска А.Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.