Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Артюховой Г.М., Бабенко О.И.,
при секретаре Гришиной Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
гражданское дело по апелляционной жалобе Гостева В.Ю. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гостева В.Ю. к УФСИН России по г. Москве о признании неправомерным отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании УФСИН России по г. Москве поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать,
установила:
Истец Гостев В.Ю. обратился в суд с иском к ответчику УФСИН России по г. Москве о признании неправомерным отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, просил признать неправомерным отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УФСИН России по г. Москве поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Свои требования истец мотивировал тем, что 09.07.2015 г. он обратился в УФСИН России по г. Москве с заявлением о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом N_ от 12.11.2015 г. ему было отказано ввиду того, что ему на праве собственности принадлежит _ квартира (обременение права - ипотека в силу закона) по адресу: _, площадью _ кв.м. Стаж службы на момент увольнения 23.05.2007 г. составляет в календарном исчислении _ лет _ месяцев _ дней. Ранее единовременная социальная выплата не предоставлялась. Полагает отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным.
Представитель истца Гостева В.Ю., действующая на основании доверенности, Гостева Ю.А. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве, действующая на основании доверенности, Пушкарева Е.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их необоснованными, поскольку на момент подачи документов для рассмотрения на комиссию УФСИН России по г. Москве истец не являлся действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы и обеспечен жилым помещением общей площадью _ кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Гостев В.Ю. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец Гостев В.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности Мелихова И.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 1. Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
3. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
6. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
7. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно п.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно п. 4 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 27 Правил, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Разрешая заявленные требования, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения представителя ответчика, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований Гостева В.Ю.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гостев В.Ю. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с _г. по _г., с _г. по _г. Выслуга лет по состоянию на _г. в календарном исчислении составляет _ лет _ месяцев _ дней.
09.07.2015 г. Гостев В.Ю. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369.
Также Гостевым В.Ю. поданы документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Согласно выписке из прокола от 12.11.2015 г. N_ заседания комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было постановлено отказать Гостеву В.Ю. в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием права в соответствии с п.7 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 N283-ФЗ, а также в связи с отсутствием права в соответствии с п.п.2 п.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 N283-ФЗ.
Как указано в выписке из протокола, с _г. по _г. Гостев В.Ю. был зарегистрирован по адресу: _, в квартире общей площадью _ кв.м., принадлежащей на праве собственности _. - первой супруге заявителя, брак с которой прекращен в _г. В настоящее время по адресу зарегистрированы три человека. С _г. Гостев В.Ю. зарегистрирован по адресу: _, в _ квартире общей площадью _ кв.м., принадлежащей заявителю на праве собственности (обременение права - ипотека в силу закона). По адресу зарегистрирован один человек, обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего составляет более _ кв.м. (_ кв.м.). Других помещений, занимаемых по договору социального найма, принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Гостев В.Ю. не имеет. Гостев В.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий УФСИН России по г. Москве не состоит.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела и не оспаривались заявителем.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что Гостев В.Ю. не вправе требовать предоставления социальной выплаты в рамках Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку на учете нуждающихся в жилом помещении по месту службы до _г. истец не состоял, на момент обращения с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения находился в отставке (уволен из уголовно-исполнительной системы _г. по ст_. п. "_" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Ссылки истца на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд верно счел несостоятельными, так как порядок применения закона в части предоставления социальной выплаты регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которыми обязательным условием для предоставления такой выплаты является, в том числе, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы до 1 марта 2005 г. Вместе с тем, как установлено судом, Гостев В.Ю. не был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем право на получение социальной выплаты у него не возникло.
Кроме того, на момент обращения Гостева В.Ю. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Гостев В.Ю. обеспечен жилой площадью более _ кв.м., поскольку имеет в собственности _ квартиру по адресу: _, общей площадью _ кв.м.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований для удовлетворения требований Гостева В.Ю. о признании неправомерным отказа в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании УФСИН России по г. Москве поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны на основании исследования доказательств в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с мотивами, по которым суд пришел к данным выводам.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на предоставление ему единовременной социальной выплаты не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.