Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Бабенко О.И., Артюховой Г.М.,
при секретаре Малаховой Н.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабенко О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шовхалова Г.Ш. по доверенности Тимишева И.Я. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Шовхалова Г. Ш. к Казенному предприятию Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике", Министерству финансов РФ об обязании восстановить жилой дом, взыскании компенсации его стоимости отказать.
установила:
Истец Шовхалов Г.Ш. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что ему принадлежало домовладение по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Б., .., которое в ходе военных действий было полностью разрушено.
Истец просит обязать Казенное предприятие Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" в течение года со дня вступления решения суда в законную силу произвести строительно-восстановительные работы разрушенного домовладения, обязать Министерство финансов РФ выплатить стоимость восстановительных работ в размере _ руб.
Истец и его представитель по доверенности Тимишев И.Я. в судебное заседание суда первой инстанции явились, заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ по доверенности - Кочеткова Л.А., Казенного предприятия Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" по доверенности - Эскерханов В.В. в судебное заседание суда первой инстанции явились, против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведённое выше решение, об отмене по доводам апелляционной жалобы просит представитель Шовхалова Г.Ш. по доверенности Тимишев И.Я., указывая на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
В заседание судебной коллегии явился представитель истца Шовхалова Г.Ш. по доверенности Тимишев И.Я, который доводы апелляционной жалобы поддержал.
В заседание судебной коллегии истец Шовхалов Г.Ш., представители ответчиков Министерства финансов РФ по доверенности - Кочеткова Л.А., Казенного предприятия Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Грозного от 09 января 1996 г. установлен факт владения Шовхаловым Г.Ш. на праве личной собственности домовладением N.. по ул. Б. в г. Грозном.
Истец указывает на то, что в ходе военных действий на территории г. Грозного указанное выше домовладение было полностью разрушено.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 404 утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории. Установлен размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в сумме 300 тыс. рублей; размер компенсационной выплаты за утраченное имущество в сумме 50 тыс. рублей (п. 2).
На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечить финансирование, а на Правительство Чеченской Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год (п. 8).
Правительство Чеченской Республики несет ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).
Компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным данным постановлением.
Под утраченным жильем для целей данного Положения понимается разрушенное, начиная с 12 декабря 1994 г. в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье, не подлежащее восстановлению.
Право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, утвержденный Правительством Чеченской Республики и Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 2).
Компенсационные выплаты осуществляются за одно утраченное жилье (индивидуальный жилой дом или квартиру) и находившееся в нем имущество независимо от количества членов семьи или семей, зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты (п. 3).
Комиссия в 10-дневный срок с даты приема заявлений направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации в установленном им порядке сведения о гражданах, подавших заявления. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения сведений проводит их проверку и о результатах информирует Комиссию (п. 10).
После поступления из Министерства внутренних дел Российской Федерации документального подтверждения результатов проверки Комиссия в недельный срок принимает решение о компенсационных выплатах, которое оформляется соответственно по форме согласно приложению N 6 или 7.
Решение Комиссии оформляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр хранится в материалах Комиссии как приложение к соответствующему протоколу заседания Комиссии, второй экземпляр подшивается в дело заявителя, о чем в опись указанного дела вносится запись (п. 10).
Комиссия в 3-дневный срок с даты принятия решения о компенсационных выплатах направляет: заявителю - уведомление о принятом решении по форме согласно приложению N 8 или 9; в Правительство Чеченской Республики и Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике, в едином учетном регистре которого Правительству Чеченской Республики открыт счет, - информацию по форме согласно приложению N 10; в Министерство внутренних дел Российской Федерации - информацию по форме, предусмотренной приложением N 10 к настоящему Положению, с приложением копии соответствующего решения Комиссии для внесения в банк данных (п. 12).
Соответствующего решения об осуществлении Шовхалову Г.Ш. компенсационных выплат за утраченное жилье не принималось.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что без соблюдения установленного порядка осуществления компенсационных выплат оснований для взыскания с Министерства финансов РФ компенсации за утраченное жилье и имущество не имеется, в соответствии с приведенным выше порядком на Правительство Чеченской Республики возложена обязанность осуществлять компенсационные выплаты, а также ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом верно указано в решении, что истец не лишен возможности оспорить действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
Постановлением Правительства Чеченкой Республики от 21 декабря 2010 г. N 207 в целях уточнения мероприятий по оказанию социальной помощи жителям Чеченской Республики на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики, в соответствии с дополнительным соглашением по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011годы" от 25 марта 2010 г. N 52/2010 утвержден "Порядок оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченкой Республики" в новой редакции. Порядок оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики и погашения кредиторской задолженности по ранее выполненным работам по восстановлению индивидуального жилья, утвержденный Постановлением Правительства Чеченской Республики от 01 ноября 2008 г. N 208 (с последующими изменениями) признан утратившим силу со дня выступления в силу настоящего Постановления. Уполномоченным органом по реализации утвержденного порядка определено министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики.
Согласно п. 2 утвержденного порядка право на получение социальной помощи имеют пострадавшие семьи, имеющие право собственности, владения, пользования индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики, начатого восстановлением (подлежащего восстановлению) в рамках федерального целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (на 2002год и последующие годы)" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 N889, и исключенного из данной федеральной целевой программы в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2003 г. N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории".
Уполномоченный орган по представленной в соответствии с настоящим Порядком информации производит расчет социальной помощи пострадавшей семье (п. 14).
Правительство Чеченской Республики утверждает представленные Уполномоченным органом списки семей на оказание социальной помощи (п. 15)
Министерство финансов Чеченской Республики за счет средств республиканского бюджета производит зачисление социальной помощи в общей сумме на лицевой счет Уполномоченного органа при предоставлении расчета размера социальной помощи (п. 16).
С учетом изложенного, суд также пришел к верному выводу, что оснований для возложения обязанности на Казенное предприятие Чеченской Республике "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" произвести строительно-восстановительные работы домовладения истца, а также обязанности на Министерство финансов РФ выплатить стоимость восстановительных работ не имеется.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что также не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению вреда на основании ст. 1069 ГК РФ
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов их должностных лиц (пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения убытков, их размера, противоправности поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
Вместе с тем, как верно указал суд, каких-либо данных подтверждающих, что причинителем вреда является Министерство финансов РФ или КП ЧР "Дирекция", либо лицо, за которое они несут ответственность, не имеется.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска Шовхалова Г.Ш. к данным ответчикам.
С приведенными в решении мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, повторяют доводы искового заявления и основаны на иной оценке обстоятельств дела, а также собранных по делу доказательств. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ только суду дано право оценивать доказательства. Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, по своей сути они сводятся к несогласию с постановленным решением, переоценке исследованных судом доказательств, основаны на ином толковании норм материального и процессуального права, поэтому не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Выводы суда являются мотивированными, обоснованными, полными и основываются на действующем в данной области законодательстве.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.