Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Пашкевич А.М.,
судей Кирсановой В.А., Михалиной С.Е.,
при секретаре Нефедычевой Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирсановой В.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Вольгушиной О.В., Белопольской Т.В. на решение Бабушкинского районного суда г.Москвы от 17 октября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Вольгушиной О.В., Белопольской Т.В. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Установила:
Вольгушина О.В., Белопольская Т.В. обратились в суд с иском к ДГИ г.Москвы о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: ***, ссылаясь на то, что им отказано в заключении договора социального найма и приватизации по той причине, что квартира является служебной.
Истцы и их представитель Семенов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Кратюк Д.А. в судебное заседание явился, иск не признал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят Вольгушина О.В., Белопольская Т.В. по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Вольгушиной О.В., Белопольской Т.В. по доверенности Семенова В.А., представителя ответчика ДГИ города Москвы по доверенности Смирновой А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами гражданского законодательства, оценив имеющиеся доказательства в совокупности.
Приватизация жилищного фонда в РФ регулируется Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно ст. 1 вышеуказанного закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, приватизация жилых помещений в РФ возможна исключительно из государственного и муниципального жилищного фонда. То есть жилое помещение должно быть предоставлено гражданину на основании договора социального найма и находится в муниципальной собственности, в данном случае в собственности г.Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Вольгушина О.В. и Белопольская Т.В. зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире N *** по адресу: *** с 3 октября 1990 года и с 23 мая 1995 года соответственно. Указанное жилое помещение было предоставлена Вольгушину В.К. на семью из 4-х человек (он, жена, дочь Вольгушина О.В., дочь Вольгушина Т.В.) Исполнительным комитетом Дзержинского районного Совета народных депутатов г.Москвы на основании ордера N *** от 15 июня 1987 года.
Распоряжением Префекта СВАО г.Москвы от 25 августа 2008 года N 4107ж в редакции распоряжения от 29 сентября 2008 года N *** семье Вольгушина В.К. из трех человек (он, жена, сын), состоящей на жилищном учете, предоставлена отдельная двухкомнатная квартира в доме-новостройке по адресу: ***.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы истцы Вольгушина О.В. и Белопольская (Вольгушина) Т.В.; спорная квартира по адресу: *** находится в собственности города Москвы с 18 декабря 2008 года.
ДГИ г.Москвы 24 июня 2015 года отказал истцам в заключении договора социального найма в отношении спорной квартиры со ссылкой на постановление Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП указав, что истцы занимают квартиру на основании служебного ордера, а также на наличие у мужа Вольгушиной О.В. - Спивакова Г.М. в собственности комнаты в коммунальной квартире по адресу: *** и у мужа Белопольской Т.В. - Белопольского А.М. двухкомнатной квартиры по адресу: ***.
13 октября 2015 года ДГИ г. Москвы отказал Вольгушиной О.В. в заключение договора передачи в отношении занимаемого жилого помещения, так как жилое помещение является служебным.
В силу ст.ст. 47, 105 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 6 ЖК РФ).
Статья 92 ЖК РФ предусматривает, что служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу положений ст.6 ЖК РФ данный порядок не распространяется на те служебные жилые помещения, которые были признаны таковыми до 1 марта 2005 года по действующему на тот момент жилищному законодательству.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП, не предусмотрена обязанность включения служебных жилых помещений в реестр специализированного жилищного фонда, а разрешен вопрос о передаче их лицам, занимающим данные жилые помещения.
Согласно п. 3 Положения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы, при наличии одного из следующих оснований:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Подтверждено, что отец истцов - Вольгушин В.К. проработал в НИИРТА менее 10 лет, и был уволен по собственному желанию, занимаемое истцами жилое помещение и суммарная площадь жилых помещений, в отношении которых семья истцов обладает правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанной в ст.20 Закона г.Москвы от 14 июня 2009 года N29, следовательно, положения Постановления Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП на правоотношения сторон распространяться не могут.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из положений ст. 49 ЖК РФ следует, что правом на заключение договора социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма предоставляются жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления им жилых помещений по договору социального найма, а также жителям города Москвы, признанным в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 4 июля 1991 года N1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, суд исходил из того, что передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность не происходило, регистрация права собственности г.Москвы не изменяет статуса жилого помещения, договор социального найма жилого помещения с истцами не заключался, при этом указал, что спорное жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда, согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, при этом законодателем установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений, поэтому спорное жилое помещение не может являться предметом договора приватизации.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленного иска, поскольку считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, который постановлен при правильном применении норм материального права, оценке представленных доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы истцов об отсутствии доказательств передачи жилого помещения в муниципальную собственность, необходимость сохранения статуса служебного жилого помещения нельзя признать основанием для отмены решения, поскольку указанные доводы были подробно исследованы судом первой инстанции и отражены в судебном решении; не согласие истцов с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, повторяют позицию истцов, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, вследствие чего не могут быть приняты во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Бабушкинского районного суда г.Москвы от 17 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вольгушиной О.В., Белопольской Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.