Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Мызниковой Н.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18.10.2016 г., по которому постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области протокол N 907 от 30.12.2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж С. периоды работы с 10.04.1989 по 31.12.1996 г. в Тучковской районной больнице N 1 в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 01.01.1997 г. по 25.07.2000 г. в Тучковском ТМО в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 26.07.2000 по 29.09.2000 в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 10.04.2001 по 06.10.2014 года в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры палатной 1-го терапевтического отделения.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить С. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права с 20 марта 2016 года,
установила:
С. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 17.12.2014 г. обратилась в ГУ-УПФР N2 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Протоколом N *** от ***г. заседания комиссии ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах, сельской местности. В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, был включен стаж в размере 23 года 09 месяцев 11 дней при требуемом стаже 30 лет. При этом не были зачтены периоды работы в Тучковском территориальном медицинском объединении, так как учреждение "Территориальное медицинское объединение" Списком от 29.10.2002 года не предусмотрено, а также не был включены в подсчет специального трудового стажа периоды учебных отпусков, периоды нахождения на курса повышения квалификации. Полагая решение ответчика незаконным, просила суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды и назначить ей страховую пенсию по старости с момента права на ее возникновение.
Истец в судебное заседание явилась, уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме, просил удовлетворить, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области по доверенности Д. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Тучковская районная больница в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ГУ - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Ответчик, третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации N173-Ф3 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" имеет средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра, работающая в учреждениях здравоохранения, в том числе, в больницах, поликлиниках всех наименований.
Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в выслугу в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений
засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В данный Список включены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования и должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологпяеских учреждений всех форм собственности. Вышеуказанными Списками такое учреждение как Территориальное медицинское объединение не предусмотрено.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г, N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" было установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.09.1999 N 1066 среднему медицинскому персоналу, работавшему как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Как следует из материалов дела, 17.12.2014 года С. обратилась в Управление по Одинцовскому район, Рузскому району, г. Краснознаменск, г. Звенигород Московской области, ГУ - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области от ***г. N ***, исключены из специального стажа следующие спорные периоды работы: с 10.04.1989 г. по 29.09.2000 г. в Тучковском территориальном медицинском объединении, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком от 29.10.2002 года, а также периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации: с 07.09.2005 г. по 06.10.2005 г. (1 мес. 1 день); с 25.01.2010 г. по 26.02.2010 г. (29 дней); периоды учебных отпусков: с 10.11.1992 г. по 10.12.1992 г. (1 мес. 1 день), с 15.10.1999 г. по 18.11.1999 г. (1 мес. 4 дня) со ссылкой на п.5 Правил от 11.07.2002 г.
Согласно записям в трудовой книжке С. работала с 10.04.1989 по 31.12.1996 г. в Тучковской районной больнице N 1 в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 01.01.1997 г. по 25.07.2000 г. в Тучковском ТМО в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 26.07.2000 по 29.09.2000 в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 05.10.2000 по 09.04.2001 г. в городской клинической больнице N 71 в должности медсестры палатной 2-ого терапевтического отделения, с 10.04.2001 по 06.10.2014 года в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры палатной 1-го терапевтического отделения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить в подсчет специального трудового стажа С. периодов работы с 10.04.1989 по 31.12.1996 г. в Тучковской районной больнице N 1 в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 26.07.2000 по 29.09.2000 в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры гастроэнтерологического отделения, с 10.04.2001 по 06.10.2014 года в Тучковской районной больнице в должности медицинской сестры палатной 1-го терапевтического отделения, суд не учел, что данные периоды работы уже включены в подсчет специального трудового стажа истицы в льготном порядке как работа в сельской местности вышеназванным решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.12.2014 г., с учетом названных периодов работы истицы продолжительность ее специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, составила 23 года 09 месяцев 11 дней. Следовательно решение суда о повторном включении в специальный трудовой стаж С. указанных периодов работы является неправильным.
Исковые требования С. о включении в подсчет специального трудового стажа периода работы в Тучковском территориальном медицинском объединении с 01.01.1997 г. по 25.07.2000 г. в льготном исчислении как работа в сельской местности подлежат удовлетворению, исходя из следующего. В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Учитывая, что Тучковское территориальное медицинское объединение является учреждением здравоохранения, согласно его Уставу, является правопреемником Тучковской районной больницы, характер профессиональной деятельности работников в нем остался прежним, работа истицы в названном учреждении подлежит включению в подсчет ее стажа в льготном исчислении как работа в сельской местности (1 год работы как 1, 3 года работы).
Также подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы в календарном порядке периоды учебных отпусков, нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку в указанные периоды отсутствовали такие условия работы истца, которые позволяют исчислять данный стаж в льготном исчислении. Вместе с тем, данные периоды не могут быть исключены из подсчета специального страхового стажа истца, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении.
Поскольку с учетом периодов работы С., включенных ответчиком в подсчет ее льготного трудового стажа, а также названных периодов, подлежащих включению по решению суда, на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии у нее отсутствовал необходимый 30-летний трудовой стаж, данных о том, что на дату, определенную судом для назначения пенсии, - 20.03.2016 г. - истица продолжала работать в учреждении и в должности, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации N173-Ф3 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в деле не имеется, решение суда о возложении на ответчика обязанности назначить С. пенсию с указанной даты не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку судом при разрешении спора допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, решение суда подлежит отмене как незаконное с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 18.10.2016 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального трудового стажа С., даающего ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации N173-Ф3 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период с 01.01.1997 г. по 25.07.2000 г. работы в Тучковском медицинском объединении в должности медсестры в льготном исчислении как работа в сельской местности - 1 год работы как 1,3 года;
периоды курсов повышения квалификации с 07.09.2005 г. по 06.10.2005 г.; с 25.01.2010 г. по 26.02.2010 г.;
учебные отпуска с 10.11.1992 г. по 10.12.1992 г.;
с 15.10.1999 г. по 18.11.1999 г. - в календарном исчислении.
В остальной части иска - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.