20 января 2017 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Нестеренко Г.А., Ставича В.В.,
при секретаре Кулик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеренко Г.А. административное дело по апелляционной жалобе административного истца ****а ****на решение Басманного районного суда г. Москвы от 06 сентября 2016 года, которым
отказано в удовлетворении административного искового заявления ****а Станислава Сергеевича к Министерству внутренних дел России об отмене распоряжения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о нежелательном пребывании на территории Российской Федерации,
установила:
административный истец **** С.С. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел России с требованием об отмене распоряжения Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 19 июля 2012 г. N 377-р "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации ****а С.С.", мотивируя тем, что является гражданином Республики Туркменистан, фактически проживает на территории РФ совместно с супругой ****ой М.А., сыном ****ым Р.С., ****года рождения, являющимися гражданами РФ. Кроме того, на территории Республики **** проживает мать административного истца ****а Е.В., его сестры ****а М.С., ****а Т.С., и Туликова П.А., которые, как и истец, имеют статус переселенцев и разрешение на временное проживание на территории РФ, истец осуществляет законную трудовую деятельность на территории РФ.
Между тем, 19 июля 2012 г. ФСКН России вынесено распоряжение N 377-р о нежелательности его пребывания (проживания) на территории РФ по мотивам того, что 25 июня 2012 года истец был судим и признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, истцу было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев, с удержанием из заработка 5% в доход государства.
Поскольку истец встал на путь исправления, нахождение истца на территории РФ не угрожает обороноспособности и безопасности РФ, не создает реальной угрозы безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения РФ, близкие родственники истца являются гражданами РФ и проживают на территории РФ, на иждивении истца находится малолетний ребенок, то административный истец просит суд отменить принятое ФСКН России распоряжение, которое, по мнению истца, нарушает его права в сфере семейной жизни.
Представитель административного истца ****М.А. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика по доверенности ****А.А. в судебном заседании суда первой инстанции просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что **** С.С. способен к повторению противоправных деяний, в том числе к склонению других лиц к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, что создает реальную угрозу безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения, в связи с чем полагает распоряжение о нежелательности его пребывания в РФ правомерным, изданным уполномоченным органом (ФСКН России), в пределах предоставленных ФСКН России прав. Порядок принятия решения, установленный приказом ФСКН России от 12 августа 2008 г. N 362, соблюден.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, судом не указано и не установлено, в чем именно проявлялся оперативный интерес органов МВД РФ и ФСКН РФ, чем он был обоснован, какие мероприятия в отношении ****а С.С. были проведены и какие дали результаты. **** С.С. был осужден за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства и, следовательно, в склонении других лиц к употреблению наркотических средств и психотропных веществ замечен вообще не был, согласно справке, выданной УУП ОП N9 капитаном полиции Поздняковым О.А., от 08 февраля 2016 года, **** С.С. в период проживания в с. ****показал себя с положительной стороны, в употреблении спиртного замечен не был, с соседями и жителями села в конфликт не вступал, жалоб на его поведение не поступало, Таким образом, **** С.С. приобрел и хранил наркотическое средства без мели сбыта и предполагать, что он может склонять других лиц к употреблению наркотических средств и психотропных веществ не имеется никаких оснований; выводы суда относительно того, что **** С.С. может создавать реальную угрозу безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения основаны исключительно на предположениях, не подтвержденных доказательствами.
В судебном заседании суда второй инстанции представитель административного истца Герасимов М.А. поддержал доводы жалобы.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Установлено, что **** С.С., 11 июня 1988 года рождения, является гражданином Республики Туркменистан.
02 марта 2005 года ****у С.С. и членам его семьи выдано разрешение на переезд из Туркменистана в РФ и предоставление статуса переселенца.
30 января 2013 года **** С.С. заключил брак с гражданкой РФ ****М.А., при заключении брака супруге присвоена фамилия ****а.
Согласно представленному свидетельству о рождении, **** С.С. и ****а М.А. являются родителями несовершеннолетнего ****ым Р.С., 26 марта 2013 года рождения.
Согласно справке Администрации Чиалеевско-Пятинского сельского поселения Писарского муниципального района Республики ****, семья ****а С.С. зарегистрирована на территории Чиалеевско-Пятинского сельского поселения Писарского муниципального района Республики **** по адресу: с. ****ая ****.
Согласно представленным копиям трудовых договоров, с 2010 года по 28 февраля 2013 года **** С.С. осуществлял трудовую деятельность в качестве повара, старшего повара.
Согласно справке, выданной УУП ОП N 9 капитаном полиции Поздняковым О.А. 08 февраля 2016 года, **** С.С. в период проживания в с. ****ая ****показал себя с положительной стороны, в употреблении спиртного замечен не был, с соседями и жителями села в конфликты не вступал, жалоб на его поведение не поступало.
Приговором Пролетарского районного суда г. Саранска Республики **** от 25.06.2012 г. **** С.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств (марихуаны) в крупном размере) и истцу было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев, с удержанием из заработка 5% в доход государства.
11 июля 2012 г. в отношении ****а С.С. из Управления ФСКН России по Республике **** в Комиссию ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства поступило ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) ****а С.С. в РФ.
Ходатайство содержало сведения о привлечении к уголовной ответственности в 2012 г. При этом указано, что **** С.С. неоднократно представлял интерес для органов МВД России и ФСКН России. Кроме того, ранее, в 2009 году, привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания в РФ). Сведения об уплате истцом штрафа, наложенного при привлечении к административной ответственности, отсутствуют. Указанные обстоятельства свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к соблюдению законодательства РФ. Пребывание ****а С.С. на территории РФ создает реальную угрозу безопасности граждан Российской Федерации и общественному порядку.
В соответствии с пунктом 5.4 Инструкции N 362 ходатайство Управления ФСКН России по Московской области в отношении ****а С.С. было рассмотрено на заседании Комиссии ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. По итогам рассмотрения Комиссией было принято решение об удовлетворении ходатайства (протокол заседания Комиссии от 16 июля 2014 г-)
19 июля 2012 г. в соответствии с Инструкцией N 362 было издано Распоряжение ФСКН России N 377-р о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Туркменистан ****а Станислава Сергеевича.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура рассмотрения вопроса о признании решения о нежелательности пребывания (проживания) ****а С.С. в Российской Федерации соблюдена, распоряжение о признании нежелательным пребывания (проживания) ****а С.С. на территории Российской Федерации принято ФСКН России, то есть органом, полномочным принимать такие решения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Данный вывод суда первой инстанции основан на законе и подтверждается материалами дела.
При этом ссылка суда на совершение ****ым С.С. умышленного преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 228-1 УК РФ, а также что он в 2014 г. привлекался к административной ответственности, является технической ошибкой и не может повлечь отмену решения, поскольку, как видно из материалов дела, истец был осужден по ч. 1 ст. 228 УК ПФ, а к административной ответственности привлекался в 2009 г.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности_.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 26 ФЗ от 15.08.1996 года N 114 "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Согласно ст. 27 указанного закона, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ст. 25.10 указанного Закона, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" ФСКН России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В ФСКН России порядок работы по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации регламентирован Приказом ФСКН России от 12 августа 2009 года N 362 "Об утверждении Инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Настоящая Инструкция устанавливает порядок деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 2 Инструкции, решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии с требованиями пункта 4 Инструкции при наличии материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации оперативными подразделениями органов наркоконтроля подготавливается ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации по образцу согласно приложению к настоящей Инструкции, которое утверждается в территориальном органе ФСКН России - начальником территориального органа.
Утвержденное ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации с прилагаемыми к нему материалами незамедлительно направляется на имя председателя комиссии ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 5, 5.1, 5.4, 6, 8, 9 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации должно быть принято в срок, не превышающий 1 месяц со дня регистрации, в установленном порядке, поступившего в ФСКН России ходатайства.
В течение 14 рабочих дней Комиссия рассматривает представленные материалы для определения целесообразности удовлетворения ходатайства.
В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства Комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Комиссии, и готовит проект распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Копию распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации Комиссия незамедлительно направляет в уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), направившее ходатайство.
Уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), получившее информацию о принятом решении о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, незамедлительно доводит его до сведения лица, в отношении которого принято указанное решение.
Указанные требования при принятии решения о нежелательности пребывания истца в РФ соблюдены.
Доводы жалобы о том, что судом не указано и не установлено, в чем именно проявлялся оперативный интерес органов МВД РФ и ФСКН РФ, чем он был обоснован, какие мероприятия в отношении ****а С.С. были проведены и какие дали результаты. **** С.С. был осужден за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства и, следовательно, в склонении других лиц к употреблению наркотических средств и психотропных веществ замечен вообще не был, согласно справке, выданной УУП ОП N9 капитаном полиции Поздняковым О.А., от 08 февраля 2016 года, **** С.С. в период проживания в с. ****ая Пятина показал себя с положительной стороны, в употреблении спиртного замечен не был, с соседями и жителями села в конфликт не вступал, жалоб на его поведение не поступало, Таким образом, **** С.С. приобрел и хранил наркотическое средства без мели сбыта и предполагать, что он может склонять других лиц к употреблению наркотических средств и психотропных веществ не имеется никаких оснований; выводы суда относительно того, что **** С.С. может создавать реальную угрозу безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения основаны исключительно на предположениях, не подтвержденных доказательствами, - не могут быть признаны состоятельными.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Именно такие исключительные случаи предусмотрены Законом, в соответствии с которым ФСКН России издано Распоряжение.
Наличие у иностранного гражданина родственников, являющихся, в том числе, гражданами Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь заявителя, в материалах дела не имеется.
Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 06 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.