Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Ю.А. Маркеловой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе представителя Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) по доверенности А.А. Семичева на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению Квашнина Алексея Александровича к Москомстройинвесту об оспаривании решений об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, которым заявленные требования удовлетворены частично
установила:
А.А. Квашнин обратился в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с его решением об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из того, что административным истцом была внесена оплата по предварительному договору купли-продажи, заключенному с ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов", не являющимся застройщиком, то есть способом отличным от указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
А.А. Квашнин полагал, что имеется иной критерий для включения в реестр, в подтверждение чего представил предварительный договор купли-продажи о заключении в будущем договора купли-продажи N 056-Ц-11-98/15-02 и договор купли-продажи N 056-ЦД-11-98/07-11 от 7 ноября 2012 года, заключенный впоследствии с ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 года постановлено: заявленные требования А.А. Квашнина удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 28 октября 2015 года N 77-08-427/5-1 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены;
Возложить обязанность на Москомстройинвест повторно рассмотреть заявление А.А. Квашнина о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу А.А. Квашнина 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель А.А. Квашнина по доверенности П.С. Сидоренко просил решение суда оставить без изменения
Представитель Москомстройинвеста по доверенности А.А. Семичева поддержала доводы жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что между А.А. Квашниным и ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" 15 февраля 2012 года заключен предварительный договор о подготовке и заключении в последующем договора купли - продажи квартиры. Согласно указанному договору ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" передаст А.А. Квашнину в собственность трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. 6-я Радиальная, вл. 7, корпус N 11, секция N 2, этаж 11, ориентировочной площадью 94, 45 кв.м. Ориентировочный срок сдачи корпуса, в котором будет расположена квартира, установлен на 3 квартал 2013 года.
Основной договор, в соответствии с п. 2.1 должен быть заключен не позднее 30 октября 2014 года после даты регистрации ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" своего права собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. 6 - я Радиальная, вл. 7, корпус N 11, секция N 2, этаж 11.
В соответствии с ним ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" как инвестор привлекал денежные средства в строительство многоквартирного дома.
А.А. Квашнин в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства обеспечительный платеж в размере *** руб., которые впоследствии 27 февраля 2012 года перечислены на расчетный счет ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов".
В соответствии с п. 3 Соглашения от 7 ноября 2012 года о расторжении Предварительного договора N 056-Ц-11-98/15-02 от 15 февраля 2012 года ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" обязуется вернуть А.А. Квашнину обеспечительный платеж в размере *** рублей.
7 ноября 2012 года между А.А. Квашниным и ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" заключен договор долевого строительства N 056-ЦД-11-98/07-11.
В соответствии с п. 1.4 указанного Договора ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" обязуется передать А.А. Квашнину объект долевого строительства по акту приема - передачи не позднее 30 октября 2014 года.
В соответствии с п. 2 Акта об исполнении обязательств от 28 марта 2012 года по Предварительному договору N 056-Ц-11-98/15-02 от 15 февраля 2012 года обеспечительный платеж в размере 8 929 420 руб. был зачтен в счет оплаты долевого взноса по Договору долевого строительства N 056-ЦД-11-98/07-11.
9.10.2015 А.А. Квашнин обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья.
Решением Москомстройинвеста от 28.10.2015 N 77-08-427/5-1 А.А. Квашнину отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 4 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, в связи с оплатой денежных средств по предварительному договору купли - продажи в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении А.А. Квашнина в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п.п. 3).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявителем).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства заявителя суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного "Москомстройинвестом" и вынести законное и обоснованное решение.
Действительно, "Москомстройинвестом" фактически не рассмотрен вопрос о наличии либо отсутствии критериев для включения А.А. Квашнина в Реестр, в связи с чем суд обоснованно усмотрел наличие оснований, свидетельствующих о необходимости повторного рассмотрения "Москомстроинвестом" доводов административного истца.
Обоснованным является и вывод суда о незаконности оспариваемого решения "Москомстройинвеста" в части указания оплату денежных средств на участие в долевом строительстве многоквартирного дома по предварительному договору купли-продажи в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассматривая довод апелляционной жалобы Москомстройинвеста о том, что перечисление А.А. Квашнина денежных средств по предварительному договору купли - продажи без заключения договора долевого участия, является самостоятельным основанием для отказа во включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, поскольку нарушает способ привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", судебная коллегия приходит к следующему.
То обстоятельство, что на момент оплаты А.А. Квашниным денежных средств в размере *** руб., которые впоследствии 27 февраля 2012 года перечислены на расчетный счет ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" договор долевого участия в строительстве ОАО между А.А. Квашниным и "Московский комбинат хлебопродуктов" не был заключен, правового значения для разрешения дела не имеет, поскольку просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, в том числе по незаключенным договорам, более чем на девять месяцев является критерием отнесения граждан, к категории лиц, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Более того, впоследствии - 7 ноября 2012 года между А.А. Квашниным и ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" договор долевого строительства заключен.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.