Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре К.А. Теплове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя А.Л. Касаева - А.Г. Махенькова на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 мая 2016 года по административному иску МИФНС России N 10 по Московской области к А.Л. Касаеву о взыскании налоговой недоимки по земельному налогу за 2011 год, 2013 год и пени
установила:
МИФНС России N 10 по Московской области обратилась в суд с указанным выше административным иском к А.Л. Касаеву, ссылаясь на неисполнение им обязанности по уплате земельного налога за 2010 и 2013 годы.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 10 мая 2016 года постановлено: иск МИФНС России N 10 по Московской области к А.Л. Касаеву о взыскании недоимки по земельному налогу, пени удовлетворить; взыскать с А.Л. Касаева в пользу МИФНС России N 10 по Московской области задолженность по земельному налогу за 2011 год в размере *** р.; задолженность по земельному налогу за 2013 год в размере *** р., пени в размере *** руб.; решение в части взыскания с А.Л. Касаева задолженности по земельному налогу за 2011 год на сумму *** р. в исполнение не приводить; взыскать с А.Л. Касаева в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере *** р.
В апелляционной жалобе представителя А.Л. Касаева - А.Г. Махенькова, по доверенности от 20 ноября 2015 года, ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель А.Л. Касаева - А.Г. Махеньков доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МИФНС России N 10 по Московской области Е.С. Гурина, по доверенности от 10 декабря 2015 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.Л. Касаева, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя А.Л. Касаева, представителя МИФНС России N 10 по Московской области, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 2, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в части взыскания пени и земельного налога за 2011 год и государственной пошлины в указанной части. В остальном судебная коллегия признает указанное решение суда законным и обоснованным.
По смыслу ч. 6 ст. 289 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 КАС РФ, является исполнение административным истцом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 9, 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд, неверно распределив бремя доказывания между сторонами при решении вопроса о взыскании земельного налога за 2011 год и пени, пришёл к неправильному выводу об удовлетворении административного иска в этой части.
Из материалов дела усматривается, что А.Л. Касаев как собственник земельных участков для дачного строительства с кадастровыми номерами ***, ***, расположенных в ***, несёт обязанность по уплате земельного налога.
26 декабря 2013 года МИФНС России N 10 по Московской области направило А.Л. Касаеву налоговое уведомление об уплате в срок до 17 февраля 2014 года земельного налога за 2010 - 2012 годы в сумме *** р. (л. д. 143- 171, 173 т. 1)., из которых сумма земельного налога за 2011 год составила *** р. (л. д. 156-168 т. 1).
19 июля 2014 года МИФНС России N 10 по Московской области направило А.Л. Касаеву налоговое уведомление об уплате в срок до 5 ноября 2014 года земельного налога за 2013 год в размере *** р. и пени в размере *** р. (л. д. 174-193 т. 1).
28 ноября 2014 года МИФНС России N 10 по Московской области направило А.Л. Касаеву требование об уплате налога, в котором указано, что по состоянию на 25 ноября 2014 года за административным ответчиком числится задолженность по уплате земельного налога на сумму *** р. (л. д. 201 т. 1).
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 18 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 февраля 2016 года, установлено, что задолженность А.Л. Касаева по уплате земельного налога за 2010 и 2012 год составила *** р.
Таким образом, упомянутое выше требование об уплате земельного налога от 28 ноября 2014 года касалось недоимки по уплате земельного налога за 2010 - 2013 годы.
В соответствии с судебным приказом мирового судьи судебного участка N *** *** района г. Москвы постановлено взыскать с А.Л. Касаева сумму недоимки по налогу за землю за 2012 год в размере *** р., однако, как видно из приказного производства, в частности, представленных МИФНС России N 10 по Московской области в обоснование заявления о выдаче судебного приказа налоговых уведомлений и требований об уплате земельного налога за 2010 год, 2012 год, 2013 год, а также материалов настоящего дела и расчёта сумм налоговой недоимки, судебный приказ фактически определял сумму налоговой недоимки за 2010 год и 2013 год.
Каких-либо данных о том, что МИФНС России N 10 по Московской области обращалось в суд о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу за 2011 год, в деле не имеется.
Таким образом, при решении вопроса о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд о взыскании земельного налога за 2011 год следует руководствоваться требованиями п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, согласно которым заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку установленный в требовании от 28 ноября 2014 года срок уплаты налога истекал 14 января 2015 года, настоящий административный иск должен быть подан не позднее 15 июля 2015 года.
Между тем указанный срок был пропущен административным истцом, поскольку его обращение в суд последовало лишь 1 декабря 2015 года.
Оснований для восстановления указанного срока судебная коллегия не усматривает, так как об этом не заявлено МИФНС России N 10 по Московской области. Кроме того, административный истец имел возможность своевременно потребовать уплаты земельного налога за 2011 год, о чем свидетельствует то, что МИФНС России N 10 по Московской области выставлено А.Л. Касаеву одно требование об уплате налога за 2010-2013 годы, при этом налоговые органы в установленной законом срок обратилась в суд за взысканием налоговой недоимки только за 2010, 2012, 2013 годы.
В такой ситуации А.Л. Касаеву, исполнившему обязанность по уплате земельного налога за 2011 год, рассчитанного исходя из налоговой базы для земель сельскохозяйственного использования, земельный налог за тот же налоговый период из-за пропуска срока обращения в суд не может быть взыскан с учётом того, что его земли имели иное разрешённое использование - для дачного строительства.
Соответственно, отсутствуют основания и для взыскания пени.
В остальной части - взыскания земельного налога за 2013 год - правовых оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплён принцип платности землепользования.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции на тот же юридически значимый период) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Пунктом 2 ст. 8.1, пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением главы сельского поселения *** N*** от 22 апреля 2010 года изменено условное разрешённое использование земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
В соответствии с названными нормами материального права в их связи с положениями п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФГ, анализ которых приведён выше в апелляционном определении, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база по земельному налогу за 2013 год правомерно исчислена с учётом вида разрешённого землепользования, изменённого в 2010 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области не имела права изменять в порядке исправления технической ошибки данные о кадастровой стоимости земельного участка, не могут быть приняты во внимание, так как предметом спора по настоящему делу действия органа кадастрового учёта по настоящему делу не являются.
Ранее, решением Тверского районного суда г. Москвы от 11 марта 2015 года А.Л. Касаеву отказано в удовлетворении требований об обжаловании решения об исправлении технической ошибки и как пояснил представитель А.Л. Касаевв в заседании судебной коллегии, указанное решение вступило в законную силу и в кассационном порядке не обжаловано.
Поскольку общая сумма, подлежащая взысканию с А.Л. Касаева, ограничена взысканием земельного налога за 2013 год в размере *** р., подлежит уменьшению и размер государственной пошлины в бюджет г. Москвы - до *** р.
Руководствуясь ст. 311, п. 2, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 мая 2016 года в части взыскания с А.Л. Касаева земельного налога за 2011 год, пени и государственной пошлины отменить и вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении административного иска МИФНС России N 10 по Московской области к А.Л. Касаеву о взыскании земельного налога за 2011 год и пени отменить, взыскав с А.Л. Касаева государственную пошлину в бюджет г. Москвы в размере *** р. с учётом удовлетворённой части требований о взыскании с него земельного налога за 2013 год; в остальной части решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 мая 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.