Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника автономной некоммерческой организации "Центр ремёсел" САО г. Москвы Шинкаренко В.В. на вступившие в законную силу постановление N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года автономная некоммерческая организация "Центр ремёсел" САО г. Москвы (далее - АНО "Центр ремёсел", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 июня 2016 года постановление N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года оставлено без изменения, жалоба президента АНО "Центр ремёсел" Астаховой Е.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 18 августа 2016 года указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника АНО "Центр ремёсел" Шинкаренко В.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник АНО "Центр ремёсел" Шинкаренко В.В., не оспаривая фактические обстоятельства по делу, просит об изменении постановления должностного лица и судебных решений: снижении размера назначенного Организации административного штрафа до *** рублей, ссылается на то, что деятельность АНО "Центр ремёсел" связана с социальной некоммерческой сферой в области народных искусств; в 2014 году Организация совместно с Комитетом общественных связей города Москвы реализовали проект "Приобщение родителей с детьми к традиционным ремёслам"; в 2015 году у АНО "Центр ремёсел" был отрицательный баланс, который составил *** рублей; размер назначенного наказания избыточно ограничивает имущественные права привлекаемого к административной ответственности лица, что приводит к серьёзным, вплоть до ликвидации организации, последствиям.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно материалам дела, 17 ноября 2015 года в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства, проведённой отделением ППМ ОУФМС России по городу Москве в САО, по адресу: город Москва, ул. Верхняя Масловка, д. ***, стр. ***, установлено, что АНО "Центр ремёсел" не уведомила в установленный законом срок территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УФМС России по г. Москве), о привлечении для осуществления трудовой деятельности гражданки Республики *** ***, работающей на момент проведения проверки в качестве официанта в указанной организации с 1 ноября 2015 года, что является нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Указанные действия АНО "Центр ремёсел" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения АНО "Центр ремёсел" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; распоряжением ОУФМС России по г. Москве в САО N *** от 17 ноября 2015 года; актом проверки положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства N *** от 17 ноября 2015 года; распоряжением ОУФМС России по г. Москве в САО N *** о проведении документарной внеплановой проверки юридического лица от 11 января 2016 года; актом проверки положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства N *** от 25 января 2016 года; протоколом осмотра территории от 17 ноября 2015 года; письменными объяснениями ***; письменными объяснениями ***; договором на аренду нежилого фонда от 27 августа 2001 года и дополнением к нему от 28 августа 2011 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АНО "Центр Ремёсел" и другим материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности АНО "Центр ремёсел" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Действия Организации правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АНО "Центр ремёсел", не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Организации к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем доводы жалобы о чрезмерной суровости назначенного АНО "Центр ремёсел" наказания заслуживают внимания.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
На основании ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1-3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершённые в городе федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
С учётом характера и обстоятельств совершённого противоправного деяния должностное лицо УФМС России по г. Москве принял решение о назначении АНО "Центр ремёсел" наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей. Вместе с тем из материалов дела следует, что АНО "Центр ремёсел" является некоммерческой организацией, созданной в интересах поддержки и развития ремесленничества, включена в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти г. Москвы (л.д. 83). В 2015 году отрицательный баланс организации составил *** рублей, что подтверждается приобщённым к материалам дела отчётом о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года (л.д. 8).
Указанные обстоятельства, наряду с признанием организацией факта совершения административного правонарушения, исправлением выявленных нарушений миграционного законодательства РФ, свидетельствуют о наличии оснований для применения ч. 3 ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снижении размера назначенного АНО "Центр ремёсел" наказания до *** рублей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 августа 2016 года подлежат изменению путём снижения размера назначенного АНО "Центр ремёсел" административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу защитника АНО "Центр ремёсел" Шинкаренко В.В. удовлетворить частично.
Постановление N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации "Центр ремёсел" САО г. Москвы изменить: снизить размер назначенного автономной некоммерческой организации "Центр ремёсел" САО г. Москвы административного штрафа до *** рублей.
В остальной части постановление N *** начальника отдела УФМС России по городу Москве в САО от 10 марта 2016 года, решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 августа 2016 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.