Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Бессараба М.Е. в защиту Джунушевой Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года гражданка Республики *** Джунушева Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 10 августа 2016 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба Джунушевой Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Бессараб М.Е. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на момент выявления сотрудниками правоохранительных органов Джунушева Н. на законном основании находилась на территории Российской Федерации, въехав в Российскую Федерацию 22 февраля 2016 года, 26 февраля 2016 года была поставлена на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: г. Москва, *** принимающей стороной ООО "***" на срок до 21 мая 2016 года; 20 мая 2016 года поставлена на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. *** принимающей стороной ООО "***" на срок до 21 февраля 2017 года; в ООО "***" Джунушева Н. осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учёте) миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о миграционном учёте иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учёте, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
На основании ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Российской Федерации, заключённого в городе Санкт-Петербурге 19.06.2015 и ратифицированного Федеральным законом от 02.03.2016 N 35-ФЗ, граждане одной Стороны, временно пребывающие на территории другой Стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учёт по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 дней. Срок временного пребывания, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина одной Стороны на территорию другой Стороны, подтверждённой миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Стороны пребывания. В случае пребывания гражданина одной Стороны на территории другой Стороны свыше 30 дней указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учёт по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с её законодательством.
Согласно материалам дела, 20 мая 2016 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Москва, улица *** выявлена гражданка Республики *** Джунушева Н., въехавшая на территорию Российской Федерации 22 февраля 2016 года в порядке, не требующем получения визы, которая не встала на миграционный учёт по месту пребывания по истечении 30 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации, чем нарушила требования ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Джунушевой Н. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; объяснениями Джунушевой Н., полученными на досудебной стадии производства по делу и при его рассмотрении судьёй районного суда; информацией из АС ЦБДУИГ ФМС России.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновности Джунушевой Н. в его совершении.
Довод жалобы о том, что Джунушева Н. в течение 30 дней с даты въезда на территорию Российской Федерации была поставлена на миграционный учёт по месту пребывания, является несостоятельным, поскольку опровергается приведёнными выше доказательствами, в том числе информацией из АС ЦБДУИГ, из которой следует, что Джунушева Н. въехала на территорию Российской Федерации 22 февраля 2016 года, по истечении тридцати дней с даты въезда не встала на миграционный учёт по месту пребывания, в связи с чем на момент её выявления сотрудником полиции 20 мая 2016 года незаконно находилась на территории Российской Федерации. Оснований не доверять этим данным не имеется.
Указанные обстоятельства Джунушева Н. подтвердила после разъяснения ей положений ст. 51 Конституции РФ при даче объяснений на досудебной стадии производства по делу, а также при его рассмотрении судьёй районного суда.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Джунушевой Н.
Ссылка в жалобе на то, что обязанность по постановке на миграционный учёт лежит на принимающей стороне, а Джунушева Н. выполнила все действия по представлению необходимых документов своему работодателю, не является основанием для её освобождения от административной ответственности, так как в силу положений ч. 1 ст. 20 Закона о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации данная обязанность возложена именно на иностранного гражданина, а не на его принимающую сторону, именно иностранный гражданин должен принять меры, необходимые и достаточные для выполнения этой обязанности в установленный срок, в том числе обеспечить контроль за своевременным направлением принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания и за передачей ему отрывной части бланка указанного уведомления.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда и решения судьи Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения Джунушевой Н. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года и решения судьи Московского городского суда от 10 августа 2016 года.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) нарушения, предусмотренные частями 1, 1? и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершённые в городе федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской и Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с 9 января 2017 года ч. 3 ст. 18.8 названного Кодекса действует в следующей редакции: нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ улучшает положение Джунушевой Н., совершившей административное правонарушение до вступления этого закона в силу (9 января 2017 года), так как санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрено альтернативное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Объективных данных об исполнении постановления судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года не имеется, в связи с чем положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ распространяются на Джунушеву Н., совершившую административное правонарушение до вступления данного закона в силу.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат изменению путём переквалификации действий Джунушевой Н. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ) с назначением наказания, с учётом характера и обстоятельств совершённого правонарушения, длительного пребывания Джунушевой Н. на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учёт по месту пребывания, данных о её личности, в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 августа 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении Джунушевой Н. изменить: переквалифицировать её действия с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 21 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Бессараба М.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.