Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Давудова Ш.А. в защиту Нуриддиновой Ш.Ф. на вступившие в законную силу постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 08 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года гражданка Республики *** Нуриддинова Ш.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 08 сентября 2016 года постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года оставлено без изменения, жалоба Нуриддиновой Ш.Ф. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Давудов Ш.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылается на то, что вина Нуриддиновой Ш.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, не доказана; по адресу: г. Москва, *** она пребывала с 28 июля 2016 года, имеет разрешение на временное проживание в Смоленской области до 04 июня 2018 года; её родители имеют вид на жительство в России; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Отношения в сфере миграционного учёта и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 г. N 1680-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учёта являются постановка иностранных граждан на учёт и снятие их с учёта по месту пребывания, предполагающие возложение определённых обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учёт.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ миграционный учёт включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учёт по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев, установлена п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.
Согласно материалам дела, 16 августа 2016 года в 10 часов 20 минут по адресу: г. Москва, улица *** выявлена гражданка Республики *** Нуриддинова Ш.Ф., *** года рождения, получившая разрешение на временное проживание в *** сроком до 04.06.2018, которая, прибыв в г. Москву в апреле 2016 года и проживая по вышеуказанному адресу, не встала на миграционный учёт по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, чем нарушила требования ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Указанные действия Нуриддиновой Ш.Ф. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Нуриддиновой Ш.Ф. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями Нуриддиновой Ш.Ф.; информацией из АС ЦБДУИГ ФМС России; копией паспорта на имя Нуриддиновой Ш.Ф.; рапортом сотрудника полиции; объяснениями Нурридиновой Ш.Ф., данными при рассмотрении дела судьёй районного суда.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновности Нуриддиновой Ш.Ф. в его совершении.
При получении доказательств, положенных в основу постановления судьи районного суда о назначении административного наказания, процессуальных нарушений допущено не было.
Довод заявителя о недоказанности вины Нуриддиновой Ш.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, проверялся судьёй Московского городского суда при рассмотрении жалобы и обоснованно был признан несостоятельным.
На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ при осуществлении миграционного учёта осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, перечисленных в данной норме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" утверждены Правила осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил (в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 12.09.2016 N 907) постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подаёт непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).
Заявление о регистрации подаётся в течение 7 рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
При регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения иного жилого помещения указанного иностранного гражданина в течение 3 рабочих дней обязан направить отрывную часть заявления о регистрации по иному месту жительства в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения прежнего жилого помещения для фиксации необходимых сведений в учётных документах и снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства (п. 18 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).
В силу п. 20 Правил осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подаётся в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
В то же время в силу ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.
При этом согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 1680-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Афганистан Ехсануллы Ака Джана на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", оспариваемые положения данного Федерального закона не исключают возможности представления уведомления о прибытии в место пребывания непосредственно иностранным гражданином, и, соответственно, не возлагают обязанность представления указанного уведомления исключительно на принимающую сторону.
Как усматривается из материалов дела, Нуриддинова Ш.Ф. получила разрешение на временное проживание в *** сроком до 04.06.2018, о чём сделана отметка в паспорте Нуриддиновой Ш.Ф. (л.д. 16). На досудебной стадии производства по делу и при его рассмотрении судьёй районного суда, после разъяснения ст. 51 Конституции РФ, Нуриддинова Ш.Ф. сообщила, что приехала в г. Москву в апреле 2016 года и проживала с семьёй по адресу: г. Москва, ***, однако по истечении 7 рабочих дней на миграционный учёт по месту пребывания в г. Москве не встала. Указанные данные подтверждаются рапортом сотрудника полиции ***, из которого усматривается, что им (***) по адресу: г. Москва, ***, была выявлена гражданка Республики *** Нуриддинова Ш.Ф., которая прибыв в г. Москву в апреле 2016 года по истечении 7 рабочих дней не встала на миграционный учёт, чем нарушила режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации (л.д. 25), а также информацией из АС ЦБДУИГ на имя Нуриддиновой Ш.Ф.
Таким образом, не исполнив предусмотренную миграционным законодательством обязанность по уведомлению органа миграционного учёта об изменении места пребывания (проживания) в Российской Федерации, Нуриддинова Ш.Ф. допустила нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учёта.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств правонарушения и доказанность вины Нуриддиновой Ш.Ф. не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Нуриддиновой Ш.Ф. к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года и решения судьи Московского городского суда от 08 сентября 2016 года.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершённые в городе федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской и Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с 9 января 2017 года ч. 3 ст. 18.8 названного Кодекса действует в следующей редакции: нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ улучшает положение Нуриддиновой Ш.Ф., совершившей административное правонарушение до вступления этого Закона в силу (9 января 2017 года), так как санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрено альтернативное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Объективных данных об исполнении постановления судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 августа 2016 года не имеется, в связи с чем положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ распространяются на Нуриддинову Ш.Ф., совершившую административное правонарушение до вступления данного Закона в силу.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат изменению путём переквалификации действий Нуриддиновой Ш.Ф. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ) с назначением наказания, с учётом характера и обстоятельств совершённого правонарушения, связанных с длительным проживанием Нуриддиновой Ш.Ф. по адресу: г. Москва, *** без постановки на миграционный учёт, данных о её личности, в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 08 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении Нуриддиновой Ш.Ф. изменить: переквалифицировать её действия с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 17 августа 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Давудова Ш.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.