Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Жамалова А. на вступившие в законную силу постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 22 июня 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 22 июня 2015 года гражданин Кыргызской Республики Жамалов А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Жамалова А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Жамалов А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что нахождение в гостях у знакомых по адресу: г. Москва, *****, не свидетельствует о его проживании по данному адресу; на момент его задержания он имел вид на жительство; при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела судьей районного суда ему не были разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика и защитника; процессуальные документы были подписаны им под давлением сотрудников полиции; назначенное судьей районного суда наказание является чрезмерно суровым.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 18 июня 2015 года участковым уполномоченным ОМВД России по району Лефортово города Москвы в отношении гражданина Кыргызской Республики Жамалова А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с данным протоколом 18 июня 2015 года в 07 часов 30 минут по адресу: г. Москва, г. Москва, *****, был выявлен гражданин Кыргызской Республики Жамалова А., въехавший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, который был поставлен на миграционный учет по адресу: Московская область, *****, однако фактически проживал по адресу: г. Москва, *****, без постановки на миграционный учет по указанному адресу, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Жамалова А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Жамалова А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции, справку о результатах проверки по учетам правоохранительных органов, а также на письменные объяснения Жамалова А.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Жамалова А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судебных инстанций нельзя согласиться.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
На основании ч. 2 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Из содержания вышеназванных норм следует, что установленная данным Законом обязанность по проживанию по месту постановки на миграционный учет распространяется только на временно пребывающих и временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, но не распространяется на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Из материалов дела усматривается, что с 08 августа 2013 года Жамалов А. имел разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до 08 августа 2016 года. Из содержания справки, выданной Межрайонным отделом в городском поселении Раменское Управления ФМС по Московской области, следует, что 18 декабря 2014 года от Жамалова А. принято заявление о выдаче вида на жительство в Российской Федерации.
Как усматривается из приложенных к настоящей жалобе документов, Жамалов А. имеет статус иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, что подтверждается видом на жительство серии *****, выданным 18 июня 2015 года УФМС России по Московской области со сроком действия по 18 июня 2020 года.
Таким образом, на момент задержания Жамалова А. оснований для применения к нему положений Закона о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в том числе обязывающего временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан проживать по месту постановки на миграционный учет, не имелось.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 22 июня 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Жамалова А. удовлетворить.
Постановление судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 22 июня 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 12 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Жамалова А. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.