Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Лисицыной М.Л. в защиту Нуржаняна М. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 мая 2016 года гражданин Республики Армения Нурджанян М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Лисицыной М.Л. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Лисицына М.Л. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства Нуржанян М. не нарушал, поскольку на момент задержания его паспорт и миграционная карта находились дома.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, 04 мая 2016 года УУП ОМВД России по району Чертаново Южное города Москвы в отношении гражданина Республики Армения Нурджаняна М. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с данным протоколом 04 мая 2016 года в 11 часов 20 минут по адресу: г. Москва, МКАД, 33 км, был выявлен гражданин Республики Армения Нурджаняна М., который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов, удостоверяющих личность и подтверждающих законность его нахождения на территории Российской Федерации, а именно: паспорта и миграционной карты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Нурджаняна М. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Нурджаняна М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции; досье иностранного гражданина.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Нурджаняна М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем при даче письменных объяснений на досудебной стадии производства по делу (л.д. 5) и рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 18), а также в жалобе на постановление (л.д. 21-26), Нуржанян М. и его защитник последовательно указывали на то, что паспорт и миграционная карта находились у него (Нуржаняна М.) дома.
Указанный довод отвергнут судьей районного суда и судьей Московского городского суда как не имеющий правового значения для настоящего дела со ссылкой на то, что на момент проверки у Нурджанян М. отсутствовали документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его право на пребывание на территории Российской Федерации (паспорт и миграционная карта), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судебных инстанций нельзя согласиться.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
На основании п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Армения Нуржанян М. прибыл на территорию Российской Федерации 22 апреля 2016 года, ему выдана миграционная карта серия ***** N ***** (л.д. 39), 28 апреля 2016 года он был поставлен на миграционный учет по адресу: г. Москва, *****, о чем свидетельствует копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Срок пребывания Нуржаняна М. на территории Российской Федерации был установлен до 20 июля 2016 года (л.д. 40). В материалах дела также имеется копия национального паспорта серия ***** номер ****, выданного на имя гражданина Республики Армения Нуржаняна М., ***** года рождения (л.д. 30-38).
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 04 мая 2016 года Нуржанян М. законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, не истек, и у него имелись паспорт и миграционная карта, удостоверяющие его личность и подтверждающие его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Закона о правовом положении иностранных граждан, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Имеющиеся неточности в указании фамилии Нуржаняна М. ("Нурджанян" вместо "Нуржанян"), допущенные сотрудниками ОМВД России по району Чертаново Южное города Москвы при составлении процессуальных документов по данному делу об административном правонарушении, не позволяют усомниться в том, что все эти документы, были оформлены в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, и что предметом рассмотрения судьи районного суда и судьи Московского городского суда являлось дело об административном правонарушении, возбужденное именно в отношении Нуржаняна М., который и был подвергнут административному наказанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Лисицыной М.Л. в защиту Нуржаняна М. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Нуржаняна М. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.