Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ботоярова Ч. на постановление судьи Останкинского районного суда город Москвы от 23 декабря 2016 года, которым гражданин Республики ******* Ботояров Ч., ******* года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ******* рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда,
установил:
22 декабря 2016 года в отношении гражданина Республики ******* Ботоярова Ч. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела переданы на рассмотрение в Останкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе Ботояров Ч. ставит вопрос об отмене постановления, прекращении производства по делу, в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, указывая на то, что он в установленном порядке въехал на территорию РФ, требования миграционного законодательства - не нарушал, заключил трудовой договор, в связи с чем срок его пребывания на территории РФ был продлен; указывает также на то, что нарушены требования ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, так как при составлении протокола и рассмотрении дела в суде первой инстанции ему не был предоставлен защитник и переводчик; судебное заседание носило формальный характер; документы им были подписаны под давлением сотрудников полиции.
В судебное заседание Ботояров Ч. и его защитник по письменному ходатайству Омуралиева М. явились, доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, защитника, нахожу постановление судьи законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции на день совершения правонарушения) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22 декабря 2016 года в 19 час. 20 мин. по адресу: *******, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательств выявлен гражданин Республики ******* Ботояров Ч., ******* года рождения, который прибыл в Российскую Федерацию 27 февраля 2016 года в порядке, не требующем получения визы, и по истечении установленного срока пребывания (25 мая 2016 г.) уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п.2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Ботоярова Ч. в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом СВ N ******* об административном правонарушении от 22 декабря 2016 г. с приложением; рапортом сотрудника полиции; протоколом СВ N ******* об административном задержании от 22 декабря 2016 г.; письменными объяснениями Ботоярова Ч.; досье иностранного гражданина, выпиской из базы данных АС ЦБДУИГ; национальным паспортом иностранного гражданина, иными материалами.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, получен с соблюдением требований закона, его допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Ботоярова Ч. в совершении вмененного ему деяния.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Киргизский Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации договора о присоединении Киргизской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, протокола о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Киргизский Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, протокола об условиях и переходных положениях по применению Киргизский Республикой договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года договору о присоединении Киргизский Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в законную силу 24 июля 2015 года.
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора).
Довод Ботоярова Ч. о том, что срок пребывания в Российской Федерации им нарушен не был, поскольку 15 декабря 2016 г. между ним и ООО "*******" заключен трудовой договор сроком до 26 февраля 2017 г, не может быть принят во внимание, поскольку трудовой договор заключен после окончания срока временного пребывания на территории РФ.
Как следует из материалов дела, что гражданин Республики ******* Ботояров Ч., въехал на территорию Российской Федерации 27 февраля 2016 года на срок до 26 мая 2016 года с целью визита - работа.
Сведений о наличии у Ботоярова Ч. заключенного договора на осуществление трудовой деятельности либо оказание гражданско-правовых услуг на территории РФ на период его пребывания с 27 февраля по 26 мая 2016 года, а также о получении территориальным органом по вопросам миграции соответствующего уведомления от работодателя указанного иностранного гражданина, материалы дела не содержат и заявителем не представлены.
Из ответа, поступившего из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве 28 февраля 2017 года на запрос суда второй инстанции, следует только указание на наличие у Ботоярова Ч. трудовых договоров от 10 февраля 2015 г. с ООО "*******" и от 28 июля 2015 г. с ООО "*******", заключенных им при предыдущих посещениях Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, действия Ботоярова Ч. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку он, являясь иностранным гражданином, в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился 25 мая 2016 г. от выезда с территории РФ по истечении установленного срока временного пребывания на территории РФ.
Доводы жалобы о том, что судом не были исследованы все обстоятельства дела, вина Ботоярова Ч. не доказана, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела, исходя из которых, судья первой инстанции, достоверно и полно установил событие административного правонарушения и вину Ботоярова Ч. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Ботоярова Ч. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Из объяснений Ботоярова Ч., отобранных у него при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что 27 февраля 2016 года он прибыл в Российскую Федерацию по вопросу трудоустройства, в установленном законом порядке был поставлен на миграционный учет, в установленные законом сроки пребывания 26 мая 2016 года не покинул территорию РФ.
Утверждение Ботоярова Ч. о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в суде первой инстанции не участвовал защитник, а также ему не был предоставлен переводчик, поскольку он в недостаточной степени владеет русским языком, служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи также не может.
Из представленных материалов следует, что как на досудебной стадии производства по делу, так и при его рассмотрении в районном суде, Ботоярову Ч. разъяснялись права, предусмотренные ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться услугами переводчика и защитника, однако своими правами Ботояров Ч. не воспользовался, о чём в протоколе об административном правонарушении, бланке объяснений Ботояров Ч., подписке лица, в отношении которого ведётся производство по делу, имеются собственноручные подписи Ботоярова Ч.
При этом, Ботояров Ч. давал объяснения на русском языке в судебном заседании суда первой инстанций, не лишен был возможности заявить ходатайство в порядке ст. 24.4 КоАП РФ о предоставлении ему переводчика, а также о необходимости воспользоваться квалифицированной юридической помощью, в том числе имел возможность заявить ходатайство на родном языке, однако указанным правом не воспользовался.
При таких обстоятельствах, нарушений прав Ботоярова Ч. на защиту судом не установлено.
Ссылка на то, что все процессуальные документы подписаны Ботояровым Ч. под психологическим давлением со стороны сотрудников полиции, не подтверждается материалами дела. При производстве по делу Ботояров Ч. замечаний на действия сотрудников полиции не делал, жалоб в соответствующие органы не подавал. Оснований не доверять сведениям, указанным в процессуальных документах у суда при рассмотрении жалобы отсутствуют.
Довод жалобы заявителя о том, что дело рассмотрено с нарушением требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, равно как и довод о том, что в основу вывода о виновности положены только материалы, представленные сотрудниками полиции, нельзя признать состоятельными. Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Ботоярова Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Ботоярова Ч. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание Ботоярову Ч. в виде административного штрафа в размере ******* рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда, назначено судьей районного суда в соответствии с санацией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, а также личности виновного.
Оснований, исключающих назначенное Ботоярову Ч. наказание в виде административного выдворения, по делу не установлено.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Останкинского районного суда город Москвы от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики ******* Ботоярова Ч., ******* года рождения, оставить без изменения, жалобу Ботоярова Ч. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.