Именем Российской Федерации
17 марта 2017 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-393/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017 об отказе в принятии документов к рассмотрению и возложении обязанности рассмотреть по существу заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просит:
- признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017 об отказе в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" от 28 декабря 2016 г. вх. N134313/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление от 28 декабря 2016 г. вх. N134313/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление административного ответчика, поскольку срок подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. не пропущен, так как заявление подано 28 декабря 2016 г., в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" - Шереметьев С.С., действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковых требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - Сухов Д.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснил, что административному истцу было отказано в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., ввиду пропуска срока для его подачи. В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП утверждены результаты определения кадастровой спорного стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 28 декабря 2016 г., то есть после даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, что является основанием для отказа в принятии заявления. Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка и не вправе обращаться с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - Лисицкий Д.И., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" является арендатором земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается договором аренды от 18 февраля 1993 г. NМ-02-000100 и дополнительными соглашениями к нему. По условиям договора аренды размер арендной платы за земельный участок определяется с учетом устанавливаемых Правительством Москвы ставок арендной платы за землю в городе Москве, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является арендатором земельного участка и оплачивает арендную плату, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Вследствие этого доводы административных ответчиков в указанной части являются несостоятельными.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп.
28 декабря 2016 г. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., с приложением всех необходимых документов, что не оспаривается административными ответчиками.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., по мотиву пропуска срока для его подачи. Так как постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. Величина кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г.
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., оформленного уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г.
В силу пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, действовала в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
При таких обстоятельствах на 28 декабря 2016 г. оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. подлежала применению, затрагивала права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, которая подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г.
На основании изложенного отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г., оформленный уведомлением секретаря комиссии от 11 января 2017 г. за N51-189/2017, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление административного истца от 28 декабря 2016 г. вх. N134313/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" удовлетворить.
Признать незаконным уведомление секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 г. за N51-189/2017 об отказе в принятии заявления общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление общества с ограниченной ответственностью "КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "АЛМАЗЗОЛОТОАГРОТОРГСНАБ" от 28 декабря 2016 г. вх. N134313/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 22 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.