Именем Российской Федерации
2 марта 2017 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-188/2017 по административному исковому заявлению Международного общественного объединения "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, и Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 года N51-2306/2016 об определении кадастровой стоимости нежилых помещений площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, расположенных по адресу: *, об исключении из сведений государственного кадастра недвижимости установленную указанным решением комиссии кадастровую стоимость нежилых помещений,
установил:
Международное общественное объединение "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 об определении кадастровой стоимости нежилых помещений площадью * кв.м. с кадастровым номером * и площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, об исключении из сведений государственного кадастра недвижимости установленную указанным решением комиссии кадастровую стоимость нежилых помещений.
Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * и 15/100 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером *. Указанные нежилые помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером * по адресу: *. Спорные нежилые помещения используются для размещения руководящих органов административного истца. Изначально кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. была установлена: нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб., нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб. 3 марта 2016 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, ввиду недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости. Это заявление было рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. и принято решение N51-2306/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, * с использованием сведений об отнесении здания с кадастровым номером *, в котором расположены спорные нежилые помещения, к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения". На основании указанного решения комиссии в отношении нежилого помещения с кадастровым номером * установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп., нежилого помещения с кадастровым номером * в размере * руб. * коп. Административный истец узнал об этом решении комиссии только 23 декабря 2016 г., когда получили по почте уведомление Управления Росреестра по Москве от 7 декабря 2016 г. о принятом решении комиссии от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016, поэтому полагает, что процессуальный срок на обжалование указанного решения комиссии не пропустил. Административный истец считает незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 по мотиву нарушения административным ответчиком положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктов 16, 18, 19, 21 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611, Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N4), утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 22 октября 2010 г. N508. Вопрос о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрен комиссией без извещения административного истца, как собственника объектов недвижимости, о поступлении заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости и о дате, времени и месте проведения заседания комиссий, тем самым административный истец лишен возможности реализовать своё право на участие в заседании комиссии. Размещение административным ответчиком в сети "Интернет" информации о заседании комиссии не является надлежащим уведомлением административного истца о поступлении заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости и о дате, времени и месте проведения заседания комиссии. Кроме того, в нарушение пункта 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в протоколе заседания комиссии не отражено наименование и факт предоставления заявителем документов, являющихся основанием для пересмотра кадастровой стоимости и подтверждающих недостоверность сведений о кадастровой стоимости; пояснения лица, составившего документ, подтверждающий недостоверность сведений о кадастровой стоимости и являющийся основанием для заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются. В нарушение пункта 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, комиссия не истребовала и не исследовала документы, подтверждающие ошибочность и (или) недостоверность оспариваемых Департаментом городского имущества города Москвы сведений, данные обстоятельства не отражены в протоколе заседания комиссии. Акт Государственной инспекции по недвижимости по Москве о фактическом использовании здания и помещений в нем от 15 сентября 2014 г. за N71123 не является документом, подтверждающим недостоверность оспариваемых Департаментом городского имущества города Москвы сведений, и не может служить основанием для изменения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений. Копия решения комиссии не была своевременно направлена административному истцу, тем самым нарушены положения пункта 21 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д.3-11).
Международная Конфедерация профсоюзов работников водного транспорта обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом уточненного административного искового заявления просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 об определении кадастровой стоимости нежилых помещений площадью * кв.м. с кадастровым номером * и площадью * кв.м. с кадастровым номером *, расположенных по адресу: *; исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную указанным решением комиссии кадастровую стоимость нежилых помещений.
Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * и 14/100 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером *. Указанные нежилые помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером * по адресу: *. Спорные нежилые помещения используются для размещения руководящих органов административного истца. Изначально кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. была установлена: нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб., нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб. * коп. 3 марта 2016 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, ввиду недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости. Это заявление было рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. и принято решение N51-2306/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, * с использованием сведений об отнесении здания с кадастровым номером *, в котором расположены спорные нежилые помещения, к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения". На основании указанного решения комиссии в отношении нежилого помещения с кадастровым номером * установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере * руб. * коп., нежилого помещения с кадастровым номером * в размере * руб. Административный истец узнал об этом решении комиссии из акта камеральной проверки ИФНС России N9 по г.Москве от 25 октября 2016 г. за N19-04/57564. Уведомление Управления Росреестра по Москве от 7 декабря 2016 г. о принятом решении комиссии от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 получено административным истцом по почте 17 января 2017 г. В связи с этим административный истец полагает, что процессуальный срок на обжалование указанного решения комиссии не пропустил. Административный истец считает незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 по тем же основаниям, которые приведены в административном исковом заявлении Международного общественного объединения "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация. Кроме того, указывается о неправомочном составе комиссии при Управлении Росреестра по Москве для принятия оспариваемого решения. В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости входят, в том числе представители предпринимательского сообщества, соответственно общее количество членов комиссии должно составлять 5 человек. В нарушение указанных норм права, в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не был включен представитель предпринимательского сообщества, на заседании комиссии от 29 марта 2016 г. присутствовало только два члена комиссии, которые и приняли оспариваемое решение. С учетом изложенного, административный истец считает, что для принятия оспариваемого решения комиссии от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 не было необходимого кворума (необходимо три члена комиссии из пяти для принятия решения). Ответом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2016 г. NД22и-1537 подтверждается грубое нарушение ответчиком действующего законодательства о рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (л.д.206-209, 244-247).
Определением Московского городского суда от 17 февраля 2017 г. административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одном производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Таким образом, предметом спора является оспаривание решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 года N51-2306/2016 об определении кадастровой стоимости нежилых помещений площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, расположенных по адресу: *, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, установленных на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 года N51-2306/2016.
В судебном заседании представители административных истцов Международного общественного объединения "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, - Конопелько В.В., Кувшинчиков С.И., действующие по доверенности, и Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта - Столяренко Г.Ф., Столяренко С.Г., действующие по доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях и уточнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица на стороне административных истцов Профсоюза работников водного транспорта РФ - Камаев В.В., действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, приведенным административными истцами.
Заинтересованные лица на стороне административных истцов Международное объединение профсоюзов "Консультативный Совет профсоюзов работников культуры", Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности, Российский профессиональный союз работников культуры в судебное заседание не предоставили своих представителей, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в письменных заявлениях заинтересованные лица просят удовлетворить заявленные административные исковые требования (л.д.156-157, 165-166, 184-185).
Представить административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Сухов Д.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснил, что в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Департамент городского имущества города Москвы вправе был обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, ввиду недостоверности сведений об указанном объекте недвижимости. Информация о заседании комиссии, а также сведения о результатах заседания комиссии были опубликованы на портале Росреестра. Основанием для обращения послужило наличие недостоверности сведений о здании с кадастровым номером * по адресу: *, и расположенных в нем нежилых помещениях. Спорные нежилые помещения неправильно были отнесены к 12 группе видов использования: "Прочие объекты", в то время как их следовало отнести к 7 группе видов использования: "Объекты офисно-делового назначения". Для подтверждения недостоверности сведений предоставлен акт Госинспекции по недвижимости по Москве от 15 сентября 2014 г. за N71123. На заседании комиссии было рассмотрено заявление Департамента городского имущества города Москвы с предоставленными документами, по итогам которого комиссия приняла решение об удовлетворении указанного заявления по причине предоставления обоснованных документов, подтверждающих недостоверность сведений о спорных объектах недвижимости. Считает необоснованными доводы относительно неправомочности состава комиссии для принятия оспариваемого решения. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 г. NП/481 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в составе четырех человек. При рассмотрении заявления Департамент городского имущества города Москвы на заседании комиссии присутствовало два члена, из четырех, что составляет половину членов комиссии. Согласно пункту 10 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ей членов. Заявление Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2016 г. и приложенные к нему документы были исследованы комиссией, что отражено в решении комиссии от 29 марта 2016 года N51-2306/2016. Протокол заседания комиссии соответствует требованиям пункта 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - Пелевина Е.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что Департамент городского имущества города Москвы вправе был обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, ввиду недостоверности сведений об объектах недвижимости. К заявлению приложены все необходимые документы, подтверждающие недостоверность сведений о здании с кадастровым номером * и спорных нежилых помещениях, расположенных в этом здании, в частности акт Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и помещений в нем от 15 сентября 2014 г. за N71123, согласно которому здание и нежилые помещения в нем на 80,1% фактически используется для размещения офисов. Кроме того, между Московским земельным комитетом и административными истцами заключен договор аренды земельного участка от 12 ноября 2003 г. NМ-01-025195 с множественностью лиц на стороне арендатора, по условиям которого административным истцам предоставлен в пользование земельный участок по адресу: *, для эксплуатации части здания в административных целях и благоустройства прилегающей территории. Таким образом, цель предоставления земельного участка соответствует разрешенному использованию и функциональному назначению объекта капитального строительства, расположенного на нем. Доказательств использования спорных нежилых помещений не для размещения офисов административными истцами не предоставлено. Оспариваемое решение комиссии соответствует по форме и содержанию требованиям действующего законодательства. Информация о времени и месте проведения заседания комиссии была размещена на официальном сайте Управлении Росреестра по Москве, на сайте отображены повестка дня, протокол заседания комиссии и принятые решения, с которыми могли ознакомится административные истцы. С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых заявлений. Считает, что административными истцами пропущен процессуальный срок для обращения в суд.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве не направило в судебное заседание своего представителя, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещено.
Выслушав объяснения представителей административных истцов и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом:
- нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * принадлежит на праве собственности административному истцу Международному общественному объединению "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 июня 2011 г. Серия 77-АН 219634 (л.д.16);
- нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * принадлежит на праве собственности административному истцу Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 июня 2011 г. Серия 77-АН 216044 (л.д.234);
- нежилое помещение площадью * кв.м. с кадастровым номером * находится в общей долевой собственности административных истцов Международного общественного объединения "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация (15/100 долей в праве), Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта (14/100 долей в праве) и заинтересованных лиц Профсоюза работников водного транспорта РФ, Международного объединения профсоюзов "Консультативный Совет профсоюзов работников культуры", Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, Российского профессионального союза работников культуры, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 6 июня 2011 г. Серия 77-АН 216045, от 6 июня 2011 г. Серия 77-АН 219636 (л.д.17, 235).
Указанные нежилые помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером * по адресу: *.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого здания определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", изначально кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. была установлена:
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб.
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб.
3 марта 2016 г. Департамент городского имущества города Москвы обратился с заявлением от 1 марта 2016 г. NДГИ-И-7259/16 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых помещений. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений является недостоверность сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости. При проведении кадастровой оценки нежилое здание с кадастровым номером * и расположенные в нем спорные нежилые помещения отнесены к 12 группе видов использования: "Прочие объекты". Актом Государственной инспекции по недвижимости по Москве от 15 сентября 2014 г. N71123 установлено, что здание и расположенные в нем спорные нежилые помещения относятся к 7 группе видов использования: "Объекты офисно-делового назначения". К указанному заявлению приложены: кадастровые справки, акт Государственной инспекции по недвижимости по Москве о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и помещения от 15 сентября 2014 г. N71123, согласно которому нежилое здание с кадастровым номером * и нежилые помещения в нем фактически используются на 80,1% для размещения офисов (л.д.131-149).
Указанное заявление Департамента городского имущества города Москвы было рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. и по итогам его рассмотрения принято решение N51-2306/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * с использованием сведений об отнесении здания с кадастровым номером *, в котором расположены спорные нежилые помещения, к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения" (далее решение комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016) (л.д.121-125, 131).
Информация о времени и месте проведения заседания комиссии была размещена на официальном сайте Управлении Росреестра по Москве в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://rosreestr.ru. На сайте также отображена повестка дня заседания комиссии, протокол заседания комиссии и принятые решения, с которыми может ознакомиться пользователь. Указанное подтверждается предоставленными суду скриншотами страниц сайта https://rosreestr.ru (л.д.90-91).
На основании данного решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 была установлена следующая кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г.:
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.;
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб.;
- нежилого помещения площадью * кв.м. с кадастровым номером * в размере * руб. * коп.
Судом установлено и не оспаривается административными истцами, что о принятом решении комиссии при Управлении Росреестра по Москве 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 административный истец Международное общественное объединение "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, узнала из уведомления Управлении Росреестра по Москве от 7 декабря 2016 г., полученного по почте 23 декабря 2016 г., а административный истец Международная Конфедерация профсоюзов работников водного транспорта из акта камеральной проверки ИФНС России N9 по г.Москве от 25 октября 2016 г. за N19-04/57564. В суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 административные истцы обратились соответственно 24 января 2017 г. и 20 января 2017 г., то есть в пределах трехмесячного процессуального срока со дня, когда организациям стало известно о принятом решении комиссии.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы о пропуске административными истцами процессуального срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, для подачи административных исковых заявлений.
Разрешая требования об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Пунктами 1, 6.6 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N99-ПП, предусмотрено, что Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента, выступает в установленном порядке государственным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд города Москвы в установленной сфере деятельности, в том числе по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании приведенных норм права, учитывая, что спорные нежилые помещения расположены в здании по адресу: *, суд приходит к выводу, что Департамент городского имущества города Москвы вправе был обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, ввиду недостоверности сведений о них, использованных при определении их кадастровой стоимости. При этом Департамент городского имущества города Москвы привел в заявлении основания, свидетельствующие о недостоверности сведений о спорных нежилых помещениях, и приложил доказательства отнесения здания с кадастровым номером * и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * к 7 группе: "Объекты офисно-делового назначения".
Из административного искового заявления и пояснений представителей административных истцов в судебном заседании следует, что решение комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 оспаривается по мотиву нарушения процедуры его принятия.
Суд считает необоснованными доводы административных истцом относительно принятия оспариваемого решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 неправомочным составом.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
Согласно пункту 1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N263, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.
На основании приведенных норм права приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 г. NП/481 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве и утвержден её состав из четырех человек.
Положения пункта 10 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусматривают, что заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ей членов.
Из протокола N10 заседания комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. и решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 усматривается, что на заседании присутствовали два члена комиссии: Куликова Н.В. - начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Артеменков И.Л. - вице-президент Российского общества оценщиков, именно данный состав комиссии принимал оспариваемое решение. При таких обстоятельствах оспариваемое решение комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 принято правомочным составом комиссии - два человека из четырех, что составляет половину членов комиссии при Управлении Росреестра по Москве.
Также являются несостоятельными доводы административных истцов о несоответствии протокола N10 заседания комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. требованиям пунктов 18, 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В протоколе приведены: состав комиссии, секретарь, присутствующие на заседании комиссии лица, не являющиеся членами комиссии; повестка дня, вопросом 25 которой является рассмотрение заявления Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, *. При рассмотрении вопроса 25 повестки указаны: заявитель - Департамент городского имущества города Москвы; кадастровые номера объектов недвижимости их местонахождение и адрес, в том числе спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами *, *, *, их кадастровая стоимость; сведения об оценщике, составившем отчет об определении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений; приведено основание подачи заявления - "недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости"; пояснения относительно поданного заявления Департамента городского имущества города Москвы; результаты голосования и принятое решение - "единогласно", "пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, в том числе спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, *, заказчику работ по определению кадастровой стоимости обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости". Протокол заседания комиссии подписан председательствующим на заседании и секретарем комиссии (л.д.126-130). Документы, явившиеся основанием для пересмотра кадастровой стоимости спорных нежилых помещений и подтверждающие недостоверность сведений об их кадастровой стоимости, в частности акт Государственной инспекции по недвижимости по Москве о фактическом использовании здания и помещений в нем от 15 сентября 2014 г. за N71123, указаны непосредственно в самом заявлении Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2016 г., а также приведены в мотивированном решении комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 (л.д.121-125).
Действительно, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в нарушение требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не направила в адрес административных истцов в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения. Также комиссия несвоевременно направила в адрес административных истцов копии принятого решения от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016. При этом судом установлено, что информация о времени и месте проведения заседания комиссии была размещена на официальном сайте Управлении Росреестра по Москве в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://rosreestr.ru. На сайте также отображена повестка дня заседания комиссии, протокол заседания комиссии и принятые решения. Следовательно, сведения о времени и месте проведения заседания комиссии, о повестке дня, о принятых решениях являются общедоступными и административные истцы могли ознакомиться с ними.
Однако, само по себе не направление в адрес административного истца заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, а также письменного извещения о времени и месте проведения заседания комиссии при Управлении Росреестра по Москве, не является достаточным основанием для признания незаконным решения комиссии.
Суду не предоставлены доказательства, подтверждающие существенное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов принятым решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016.
Как усматривается из оспариваемого решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве, основанием для его принятия послужил предоставленный Департаментом городского имущества города Москвы акт Государственной инспекции по недвижимости по Москве о фактическом использовании здания и помещений в нем от 15 сентября 2014 года за N71123, согласно которому здание с кадастровым номером * и расположенные в нем спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами *, *, * на 80,1% используются для размещения офисов. При этом необходимо отметить, что при рассмотрении заявления комиссия установила лишь факт ошибочности использования сведений об объекте недвижимости - здания с кадастровым номером * и расположенных в нем спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * относительно группы вида их использования на основании указанного акта Государственной инспекции по недвижимости по Москве. Непосредственно оспариваемым решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве не установлена 7 группа вида использования указанного здания и расположенных в нем спорных нежилых помещений, поскольку комиссия не является уполномоченным на это органом. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП", пунктом 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности, в том числе и по отнесению объектов недвижимости к определенной группе вида использования, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов о не предоставлении Департаментом городского имущества города Москвы доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений об отнесении здания с кадастровым номером * и расположенных в нем спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * к 12 группе, что данные объекты недвижимости фактически относятся к 7 группе: "Объекты офисно-делового назначения". Предоставленный акт Государственной инспекции по недвижимости по Москве о фактическом использовании здания и помещений в нем от 15 сентября 2014 г. за N71123 не оспорен административными истцами в установленном порядке. Указанное обследование здания и помещений в нем проведено на актуальную дату, непосредственно перед утверждением кадастровой стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2014 г. постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве". Более того, в ходе рассмотрения дела представители административного истца Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта пояснили, что часть площадей в нежилом помещении с кадастровым номером * сдается ими под размещение офисов юридической фирмы, туристического агентства. По условиям договора аренды земельного участка от 12 ноября 2003 г. NМ-01-025195, земельный участок по адресу: *, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером *, предоставлено административным истцам в пользование для эксплуатации части здания в административных целях и благоустройства прилегающей территории.
Со стороны административных истцов не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у Департамента городского имущества города Москвы права на обращение в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по мотиву недостоверности сведений о них, использованных при определении их кадастровой стоимости; о необоснованности доводов Департамента городского имущества города Москвы относительно наличия недостоверности сведений о спорных объектах недвижимости; иные доказательства, которые бы влияли на законность и обоснованность оспариваемого решения комиссии по существу.
Не нашли своего подтверждения доводы представителей административных истцов о том, что Правительство Москвы предоставило организациям льготы в виде отнесения здания с кадастровым номером * и расположенных в нем спорных нежилых помещений к 12 группе вида использования.
На основании изложенного и учитывая, что не направление в адрес административных истцов заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, письменного извещения о времени и месте проведения заседания комиссии и копии принятого решения комиссии, не явлются достаточными основаниями для признания незаконным и отмене решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016, а доказательств существенного нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов принятым решением комиссии не предоставлено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Международному общественному объединению "Конфедерация профессиональных союзов работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и различных форм предпринимательства", общественная организация, и Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта в удовлетворении административных исковых заявлений к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016 об определении кадастровой стоимости нежилых помещений площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, площадью * кв.м. с кадастровым номером *, расположенных по адресу: *, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, установленных на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 марта 2016 г. N51-2306/2016.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 7 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.