Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ОблДорСтрой" на решение судьи Пресненского районного суда г.Москвы от 23 сентября 2016 года, которым постановление начальника ОУФМС России по г.Москве N <***> от 04 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ОблДорСтрой", оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
08 сентября 2014 года сотрудниками ОУФМС России по г.Москве проведена выездная проверка по контролю соблюдения правил привлечения и использования иностранных работников в ООО "ОблДорСтрой".
03 июля 2015 года врио начальника отдела ОИК УФМС России по г.Москве составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ОблДорСтрой" по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
04 сентября 2015 г. начальником ОУФМС России по г.Москве в ЗАО вынесено постановление N<***>, которым ООО "ОблДорСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Дело об административном правонарушении передано в Пресненский районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное постановление.
Не согласившись с постановлением судьи Пресненского районного суда г.Москвы, ООО "ОблДорСтрой" обратилось с жалобой в Московский городской суд, в которой просило постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить как незаконные и необоснованные.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "ОблДорСтрой" не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, направил в суд защитника.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО "ОблДорСтрой" Килиджанова М.Ю., изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ОБЛДОРСТРОЙ" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 204-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ) разрешением на работу является документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности
Согласно ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции ФЗ N45 от 28.12.2013 г.) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников или патента.
Как следует из материалов дела, 08 сентября 2014 года в 22 часов 35 минут по адресу: <***>, было выявлено нарушение п.9 ст.13.1 ФЗ РФ N115-ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в том, что ООО "ОблДорСтрой" привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики <***> <***>, при отсутствии у него разрешения, патента на работу в г.Москве.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ОблДорСтрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения суда.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
10 октября 2014 г. в городе Минске подписан Договор о присоединении Республики <***> к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики <***> к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Договор о присоединении Республики <***> к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики <***> осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу либо патента, вступил в силу 02 января 2015 года.
Данный Договор отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики <***> при отсутствии у них разрешения на работу.
Сведений об исполнении постановления врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве N<***> от 04 сентября 2015 года в материалах дела не имеется.
Таким образом, положения Договора о присоединении Республики <***> к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года имеют обратную силу, распространяются на ООО "ОблДорСтрой", совершившее административное правонарушение до его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве N<***> от 04 сентября 2015 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ООО "ОБЛДОРСТРОЙ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Жалобу ООО "ОблДорСтрой" удовлетворить.
Постановление врио начальника отдела по административной практике УФМС России по г.Москве вынесено постановление N<***> от 04 сентября 2015 года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2016 года, вынесенные в отношении ООО "ОблДорСтрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.