Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Базарова В.Н., при секретаре Шоноевой О.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соктоевой М.Д. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение единовременной финансовой помощи в размере 50000 руб., обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление Соктоевой М.Д. к Администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение финансовой помощи в размере 50000 руб., обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, удовлетворить.
Признать право Соктоевой М.Д. пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в пос. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50000 рублей на каждого.
Обязать Администрацию Муниципального образования "Тункинский район" в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу, включить Соктоеву М.Д. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителей Министерства социальной защиты населения РБ Баяртуева А.Б., ГУ МЧС России по РБ Зайцевой О.А., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к МО "Тункинский район", Соктоева М.Д. просила признать право на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 28.06.2014 г. в связи со сходом селевых потоков в с. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, в размере 50000 руб., обязать Администрацию МО "Тункинский район" включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Исковые требования мотивированы следующим. В результате схода селевых потоков 28.06.2014г. в п. Аршан Тункинского района РБ установлена зона чрезвычайной ситуации, в которую попало жилое помещение, расположенное по адресу " ... ". На момент чрезвычайной ситуации 28.06.2014г. Соктоева М.Д., являясь собственником данного жилого помещения, проживала по указанному адресу. Актом обследования жилого помещения истца от ... установлено, что ее земельный участок затоплен, завален селевыми массами, подвал дома затоплен - высота ила 0,2 м., поражен грибком, необходимо вскрытие и замена пола, требуется капитальный ремонт пола, предварительный ущерб составляет ... руб. В результате чрезвычайной ситуации утрачено имущество первой необходимости: телевизор, холодильник, счетчик электроэнергии, мягкая мебель. Финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не оказывалась.
В судебном заседании истец Соктоева М.Д. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. возражала против удовлетворения иска.
Представители ответчика Администрации МО "Тункинский район", третьего лица ГУ МЧС России по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судом исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на допущенные районным судом нарушения норм материального и процессуального права, недоказанность вывода суда об утрате истцом имущества первой необходимости и его стоимости. Вывод суда о принадлежности уличного туалета к имуществу первой необходимости считает необоснованным, поскольку населенные пункты должны быть обеспечены общественными уборными. Тем самым суд дополнительно установилфакт нарушения Администрацией МО СП "Аршан" норм по содержанию территории и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Видеоплеер не относится к имуществу первой необходимости, является техникой развлекательного характера, равно как компьютеры и оргтехника. Из акта ... от ... нельзя сделать вывод о стоимости утраченного имущества, в нем указан лишь примерный ущерб. Поскольку на момент стихийного бедствия истец в доме производила ремонт, полагает, что истец в доме не проживала либо пользование пострадавшим имуществом не производила, что подтверждает возможность жизнедеятельности без указанного имущества.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Баяртуев А.Б. на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по РБ Зайцева О.А. оставила разрешение жалобы на усмотрение суда.
Истец Соктоева М.Д., представитель администрации МО "Тункинский район" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Соктоева М.Д. направила письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
28 июня 2014 года в с. Аршан Тункинского района Республики Бурятия произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. Если сумма ущерба составляет менее 50000 руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. N 259.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Соктоева М.Д. является собственником жилого помещения по адресу " ... " и проживает по указанному адресу с ...
Из распоряжения МО СП "Аршан" Тункинского района РБ ... следует, что дом " ... " входит в зону затопления.
В материалах дела имеется акт ... от ... г., согласно которому при осмотре дома Соктоевой М.Д. по адресу " ... ", установлено, что земельный участок затоплен, заилен, подвал дома заилен высота ила 0,2м., поражен грибком, необходимо вскрытие и замена пола. Заключение комиссии: необходимо вскрытие и замена пола, предварительный ущерб ... руб.
Указанный документ подтверждает факт частичной утраты имущества истцов.
Оснований не доверять этому документу не имеется. Акт составлен спустя небольшой период времени после затопления, подписан комиссией, в состав которой входили первый заместитель администрации МО СП "Аршан", начальник Тункинского филиала БУРБ "Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ", государственный инспектор по охране природы и ряд других должностных лиц, чья объективность и незаинтересованность не вызывают сомнения.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцами доказательства (документы на бытовую технику, товарные чеки, акт обследования дома, показания свидетелей) подтверждают факт частичной утраты имущества первой необходимости, в то время как ответчик и третьи лица не представили доказательства, которые бы опровергали причинение ущерба имуществу истцов.
Согласно методическим рекомендациям, утвержденным МЧС России 03.10.2014 г. N 2-4-87-24-7, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Таким образом, перечень такого имущества не является исчерпывающим, а подлежит определению с учетом необходимости сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, что и было сделано районным судом.
При таких обстоятельствах выводы суда является верными, а доводы жалобы в данной части - подлежащими отклонению. В частности, вопреки доводам жалобы, выводы суда об отнесении уличного туалета к имуществу первой необходимости подробно мотивированы и не противоречат закону. Кроме того, согласно акту ... от ... г. установлен размер ущерба в сумме ... руб. и без учета повреждений уличного туалета.
Необоснован довод жалобы и об установлении оспариваемым решением факта нарушения Администрацией МО СП "Аршан" Тункинского района РБ норм по содержанию территории и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку данные обстоятельства предметом судебной проверки не являлись, и, как следует из текста решения, таких выводов в нем не содержится. Более того, санитарные правила устройства и содержания общественных уборных, утвержденные 19 июня 1972 г. N 983-72, на нарушение которых ссылается автор жалобы, не относятся к указанным правоотношениям, поскольку регулируют размещение уборных в местах массового скопления и посещения людей, и не относятся к правилам устройства туалетов в частном подворье.
Вопреки доводам жалобы, размер причиненного ущерба судом определен без учета стоимости видеоплеера, компьютера и оргтехники.
Доводы жалобы о том, что в связи с ремонтом Соктоева не проживала в попавшем под сход селя дома, в связи с чем утраченное имущество для нее не является имуществом первой необходимости, носят характер предположения, не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем подлежат отклонению. При этом, безусловно установлено, что истец Соктоева М.Д. зарегистрирована и фактически проживает в пострадавшем в результате стихийного бедствия доме с ...
Иных доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене постановленного по делу решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При вышеуказанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о недоказанности истцом факта частичной утраты имущества первой необходимости несостоятельны. Вывод суда о наличии у истца права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб., является правомерным.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, все представленные доказательства были исследованы и получили надлежащую оценку, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.