Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Вагановой Е.С., Захарова Е.И.
при секретаре Зарбаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котомановой Л.В. к Администрации МО "Тарбагатайский район" об обязании изменить номер очереди граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе Котомановой Л.В. на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 19 января 2017 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и материалами дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котоманова Л.В., обращаясь в суд с иском с учетом дополнений, просила суд обязать Администрацию МО "Тарбагатайский район" изменить номер очереди граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты первичной постановки на учет, начиная с ... г.
Исковые требования мотивированы тем, что ее супруг Котоманов B.C., умерший ... г., ... года Администрацией Октябрьского района г.Улан-Удэ был поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Постановлением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N ... от ... г. в связи с выездом в Тарбагатайский район супруг был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. При постановке на учет по новому месту жительства Администрация МО "Тарбагатайский район" не учла то обстоятельство, что супруг стоял на очереди по улучшению жилищных условий с ... г., в связи с чем должен был быть поставлен в начале списка, а не в конце, что является недопустимым обстоятельством, так как восстановление на жилищном учете происходит с даты его первичной постановки.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Котоманова Л.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации МО "Тарбагатайский район" Вишняков А.Л., действующий по доверенности, исковые требования не признал.
Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Котоманова Л.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, считает, что они с мужем должны состоять в очереди с ... г., так как они из Республики Бурятия не выезжали, переехали жить в Тарбагатайский район, и продолжают нуждаться в жилом помещении.
В суд апелляционной инстанции истица Котоманова Л.В., представители Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ не явились, были извещены надлежащим образом. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в соответствии с положениями ст.167 ч.3 ГПК РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации МО "Тарбагатайский район" по доверенности Вишняков А.Л. полагал вынесенное решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, коллегия усматривает основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N ... от ... года Котоманов B.C. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящего с ... г. по списку граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с выездом в " ... ".
Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ семье Котомановых отказано в восстановлении или постановке их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
... г. Администрацией МО "Тарбагатайский район" Котоманов В.С. был поставлен на учет по указанной категории граждан.
После смерти ... года Котоманова B.C. за его супругой Котомановой Л.В. сохранено право на получение жилищной субсидии, она указана в общем списке под номером " ... ", согласно даты и номера поданного Котомановым B.C. заявления. Указанный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов категории " ... " -граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в ... г., направлен письмом Главой МО "Тарбагатайский район" от ... г. в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из факта выезда Котомановых в другую местность за пределы Октябрьского района г.Улан-Удэ на постоянное место жительства и влекущего в силу п. 21 Положения снятие Котоманова с очереди и исключение из списков на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей.
Между тем, судебная коллегия находит данный вывод районного суда ошибочным, основанным на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Исходя из положений части 2 приведенной статьи, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Подпунктом "б" пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное п. 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.
Такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (ст. ст. 7, 8 Федерального закона).
При этом изменение законодательного регулирования предоставления субсидий в 1998 и в 2002 годах в связи с принятием соответствующих федеральных законов не являлось основанием для перерегистрации с иной датой постановки на очередь (ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ) и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
По смыслу вышеприведенных норм, повторная постановка на указанный учет допустима, если лицо было снято с учета, и у него опять возникло право на получение социальной поддержки.
В ситуации с Котомановым, как уже было сказано ранее, оснований для его снятия с учета не имелось и после переезда в Тарбагатайский район РБ за ним сохранялось право на получение жилищной субсидии, а потому он вправе был и дальше состоять на учете с даты его первичной постановки на такой учет. Его повторная постановка на учет с ... г., фактически повлекла продвижение его очередности назад, что нарушало его право, а в настоящее время нарушает право истицы, на своевременное обеспечение субсидией.
Истица до настоящего времени учитывается Администрацией МО "Тарбагатайский район" как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в связи с выездом (переселением) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вследствие чего у нее не утрачено право состоять на данном учете с даты постановки на такой учет супруга, то есть с ... г.
Учитывая, что по сути требования Котомановой сводятся к восстановлению ее права на своевременное обеспечение жилищной субсидией, судебная коллегия полагает необходимым признать за ней право состоять на учете граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначального обращения для постановки на такой учет с ... г., что в свою очередь повлечет изменение ее очереди в соответствующем списке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 19 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение:
Признать за Котомановой Людмилой Викторовной право состоять на учете граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначального обращения для постановки на такой учет с ... г.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.