Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,
судей коллегии Захарова Е.И., Дампиловой Ц.В.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балдановой Ц.Д. в интересах несовершеннолетнего К.С.К. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду жилое помещение вне очереди по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Гармаевой Л.В.,
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 декабря 2016 г.,
которым постановлено:
Удовлетворить иск Балдановой Ц.Д. в интересах несовершеннолетнего К.С.К. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить ребенку-инвалиду жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить несовершеннолетнему К.С.К., " ... ", во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную жилую площадь, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ, на состав семьи один человек.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В., истца Балдановой Ц.Д., представителя третьего лица Правительства РФ Борсоева С.Ц., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Балданова Ц.Д. просила возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить вне очереди ребенку-инвалиду К.С.К.., по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа " ... "" на семью из одного человека, отвечающую санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний К.С.К ... является ребенком-инвалидом, страдает хроническим психическим расстройством, в связи с чем, подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 о невозможном совместном проживании граждан в одной квартире по п.3 перечня тяжелых хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 имеет право на дополнительную площадь. В настоящее время К.С.К. зарегистрирован и проживает совместно с приемной семьей и семьей собственников квартиры в составе 7 человек. Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ... К.С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", очередь 6687, с составом 1 человек, а также по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно" с составом семьи 1 человек, очередь 6685. Учитывая номера очередности, считает, что в данном случае необходимо предоставить несовершеннолетнему жилье незамедлительно, вне очереди.
В судебном заседании представитель истца Балданова Ц.Д. исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица Правительства РБ Борсоев С.Ц. в письменном отзыве указал, что в настоящее время в Республике Бурятия не создано государственного жилищного фонда для лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте проведения судебного заседания.
Районный суд постановилвышеуказанное решение в порядке заочного судопроизводства.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Гармаева Л.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указала, что истец имеет право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда как малоимущий только в порядке очередности. Предоставление же жилого помещения во внеочередном порядке как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, возможно только из государственного жилищного фонда. Считает, что Администрация г. Улан-Удэ по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком. По мнению автора жалобы, судом не определен нормативно-правовой акт, которым установлено, что такие полномочия переданы органам местного самоуправления, не определен надлежащий ответчик, следовательно, выводы суда о том, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем за счет муниципального жилищного фонда, не основаны на норме права.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Балданова Ц.Д. возражала против доводов жалобы.
Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия Борсоев С.Ц. просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Для отдельных категорий граждан законодательно предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным данным Кодексом основаниям.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
При этом, в случае, если гражданин, с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда, имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
Из дела следует, что К.С.К., " ... ", является ребенком-инвалидом, страдающим хроническим заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Согласно свидетельства ... о регистрации по месту жительства К.С.К. зарегистрирован по месту жительства по адресу: " ... " Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности родственнице приемной матери К.С.К.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ... К.С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", очередь N 6687, с составом 1 человек.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ... К.С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно", очередь N 6685, с составом семьи 1 человек.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения обязанности по обеспечению К.С.К. жильем за счет муниципального жилищного фонда.
Вопреки доводам жалобы, у суда имелись правовые основания для возложения обязанности по обеспечению истца жильем на Администрацию г. Улан-Удэ.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от имущественного положения.
Между тем, такое специальное регулирование, устанавливающее право граждан, имеющих тяжелую форму хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, на обеспечение жильем за счет государственного жилищного фонда в Республике Бурятия отсутствует.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для обеспечения истца жильем за счет государственного жилищного фонда.
Ссылка заявителя жалобы на п.7 ч.2 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 г. N 1732- III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", подлежит отклонению, поскольку данный закон, предусматривающий порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 1 закона), прямо не закрепляет полномочий субъекта Российской Федерации по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, не содержит в себе положений, предусматривающих обязанность (расходное обязательство) субъекта Российской Федерации по обеспечению граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 85 пункт 1 абзац 3 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Между тем, законы, иные нормативные акты, предусматривающие обязанность Республики Бурятия по обеспечению граждан указанной категории жилыми помещениями не принимались.
Отнесение вопросов социальной защиты населения к вопросам совместного ведения субъекта Российской Федерации, не свидетельствует о возникновении у субъекта РФ безусловной обязанности по обеспечению жильем граждан, имеющих тяжелую форму хронических заболеваний, многодетных семей, в отсутствие специального правового регулирования.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан (подп. 24 п.2 ).
Согласно п.2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Исходя из критерия нуждаемости субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч.3 ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
При этом финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности ( ч.4 ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Правовые основания для возложения в судебном порядке обязанности по обеспечению жильем К.С.К. на Правительство РБ отсутствуют, поскольку закон, иной нормативный правовой акт, предусматривающий расходное обязательство Республики Бурятия за счет средств собственного бюджета по вопросам социальной поддержки многодетных, малообеспеченных семей, граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, в виде обеспечения жильем, не принимались.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда вынесено законно и обоснованно, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного решения судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по заявленным доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий: Гончикова И.Ч.
Судьи коллегии: Захаров Е.И.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.