Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Лесновой И.С.
при секретаре Епитифоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шмырева И.Е. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 01 ноября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Шмырев И.Е. обратился в суд с иском к Администрации Краснослободского муниципального района о признании незаконным постановления об исключении из списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом ранней очередности.
В обоснование исковых требований указал, что на основании постановления Администрации Краснослободского городского поселения "N" от "дата" его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесена в список очередности на получение социального жилья за "N". Постановлением от "дата" "N" он и его члены семьи признаны малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Протоколом "N" от "дата" он и члены его семьи исключены из числа очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считает, что решение по снятию с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не должно ставиться в зависимость от совокупного дохода на члена семьи, а его право на улучшение жилищных условий нарушено.
Просил суд признать незаконным постановление Администрации Краснослободского городского поселения "N" от "дата" об исключении из списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, его и членов его семьи, а также обязать Администрацию Краснослободского городского поселения поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом ранней очередности "N" на основании постановления Администрации Краснослободского городского поселения "N" от "дата"
Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от "дата" к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 01 ноября 2016 г. исковые требования Шмырева И.Е. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шмырев И.Е. просил решение районного суда отменить. Полагает, что в соответствии с пунктом "данные изъяты" протокола "N" от "дата" жилищной комиссии Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия его семья снята с учета в качестве нуждающихся в силу утраты статуса малоимущие, но не снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ в признании семьи малоимущей не является основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу Администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Шмырев И.Е. и его представитель адвокат Русяйкин Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" Шмыреву И.Е. по договору социального найма жилого помещения "N" от "дата" предоставлено временное жилое помещение, расположенное по "адрес", общей площадью "данные изъяты".
Постановлением Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" Шмырев И.Е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2007 г. N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия".
Постановлением Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" Шмырев И.Е. признан малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением Администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" решение от "дата" о признании Шмырева И.Е. малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признано утратившим силу, Шмырев И.Е. исключен из списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации Краснослободского городского поселения.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 марта 2001 г. N 120 семье Шмырева И.Е. в составе "данные изъяты" человек, относящейся к категории "Молодая семья" по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" распоряжением Правительства Республики Мордовия от "дата" "N" выделена субсидия на строительство или приобретение жилья в размере "данные изъяты" за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия (свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения серии "данные изъяты" "N" с отметкой об оплате, платежное поручение от "дата" "N", выписка с лицевого счета Шмырева И.Е., открытого в "данные изъяты"), а также "данные изъяты" за счет средств федерального бюджета (платежное поручение от "дата" "N").
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, нашел их не подлежащими удовлетворению, придя к выводу о том, что жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма обеспечиваются только граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, а также, что вопросом местного значения городского поселения ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является, такими государственными полномочиями органы местного самоуправления поселений Республики Мордовия не наделялись.
Районный суд также указал, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляются гражданам один раз.
Такие выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 7 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту постоянного жительства на территории муниципального образования Республики Мордовия, признанные уполномоченным органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, а именно:
1) малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, установленном настоящим Законом;
2) категории граждан, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или указами Президента Российской Федерации имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) категории граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Мордовия.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность, нуждаемость в жилом помещении.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 08 сентября 2006 г. N 22 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Краснослободске" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, причиной снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являлась утрата семьей истца оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации), а именно утрата ими статуса малоимущих.
Не соответствие семьи Шмырева И.Е. критериям, применяемым для отнесения гражданина либо семьи к категории малоимущих в целях обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма, сторонами не оспаривается.
Довод в апелляционной жалобе на то, что действующим законодательством не предусмотрено как основание для снятия с учета нуждающихся отсутствие малоимущности, не влечет отмену решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона Республики Мордовия N 57-З от 01 июля 2005 г. "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается снятие граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктами 1, 2 статьи 9.1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" предусмотрено, что с целью обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия физическим лицам предоставляются следующие меры государственной поддержки в форме социальных выплат: 1) на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве; 2) на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или строительство жилья в российских кредитных организациях (у юридических лиц); 3) на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) в случае рождения (усыновления) ребёнка и последующих детей, а также на имеющихся детей; 4) на уплату части ежемесячного платежа по кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных организациях (у юридических лиц), находящихся на территории Республики Мордовия, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов (займов) на строительство либо приобретение на территории Республики Мордовия жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением социальных выплат, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляемых на погашение одного ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа), а также социальных выплат, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, при рождении у многодетных семей шестого ребёнка и последующих детей).
Из материалов дела следует, что в "дата" Шмырев И.Е. получил субсидию на строительство и приобретение жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", тем самым он реализовал свое право на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что в настоящее время его семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу необеспеченности жилой площадью на состав семьи из трех человек, является несостоятельным, поскольку право на получение социального жилья его семьей уже было использовано.
Приведенные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены состоявшегося судебного постановления, и сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в исковом заявлении и судебном заседании, которая была предметом исследования и оценки суда, и эти доводы не указывают на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а направлены на иную оценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки которых судебной коллегией не установлено. Иное толкование норм права, изложенное в жалобах, не свидетельствует о их неправильном применении судом.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснолободского районного суда Республики Мордовия от 01 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмырева И.Е. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.