Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Адушкиной И.В., Ериной Н.П.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Потапкина Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника N 140316/16 от 25 июля 2016 г. в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы.
В обоснование требований указала, что 18 мая 2016 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N140316/16 от 25 июля 2016 г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа - 30 лет (по мнению ответчика, стаж на дату обращения, составил 24 года 10 месяцев 20 дней).
В специальный стаж не засчитан период работы: с 01 апреля 1987 г. по 03 июня 1991 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком 04 февраля 1989 года рождения до достижения им возраста трех лет с 14 апреля 1989 г. по 03 июня 1991 г.) в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска.
С решением пенсионного органа не согласна, считает, что отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска.
Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N 140316/16 от 25 июля 2016 г. в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы с 01 апреля 1987 г. по 03 июня 1991 г. (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 14 апреля 1989 г. по 03 июня 1991 г.) в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г.Саранска; обязать включить в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01 апреля 1987 г. по 03 июня 1991 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком 04 февраля 1989 года рождения до достижения им возраста трех лет с 14 апреля 1989 г. по 03 июня 1991 г.) в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска в календарном исчислении.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г. исковые требования Потапкиной Е.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, поскольку обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии является подтверждение осуществления лечебной, либо иной деятельности по охране здоровья населения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Потапкина Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании истица Потапкина Е.А. и её представитель Шукшина И.А. с апелляционной жалобой не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 18 мая 2016 г. Потапкина Е.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N140316/16 от 25 июля 2016 г. Потапкиной Е.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, имеется 24 года 10 месяцев 20 дней.
В специальный стаж истца не включен период работы: с 01 апреля 1987 г. по 03 июня 1991 г. (в том числе отпуск по уходу за ребенком 04 февраля 1989 года рождения до достижения им возраста трех лет с 14 апреля 1989 г. по 03 июня 1991 г.) в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г. Саранска, поскольку в соответствии с характеристикой условий выполняемой работы основными задачами фельдшера по приему вызовов является четкий и быстрый вызов "Скорой помощи" от населения, отправление бригад скорой помощи на обслуживание вызовов, руководство выездными бригадами, поддерживая с ними связь по телефону и рации. Фельдшер контролирует своевременность и очередность выезда бригад в полном составе, правильно заполняет путевые листы водителей и карту - график, отмечая все прибытия, убытия, простои, ремонт и километраж за смену. Перечисленные работы не относятся к непосредственному обслуживанию больных. Таким образом, документально не подтверждается занятость непосредственным обслуживанием больных, что является основным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа в оспариваемой части незаконным.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а с 14 ноября 2002 г. - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Специальный стаж, выработанный до 01 ноября 1999 г., исчисляется с учетом Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, согласно которому право на пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании номенклатуры медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября г.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" к среднему медицинскому персоналу относится "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".
Судом первой инстанции правильно установлено, что Потапкина Е.А. с 01 апреля 1987 г. по 03 июня 1991 г. работала в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г.Саранска, что подтверждается трудовой книжкой и справкой уточняющей характер работы или условия труда, выданной ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N3" 24 мая 2016 г. N19. Истец работала на полную ставку постоянно и была занята полный рабочий день в режиме нормальной продолжительности рабочей недели.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что к приведенному выше спорному периоду работы истца в должности фельдшера по приему вызовов подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в связи с чем он подлежит включению в ее специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Кроме того, судом установлено, что 04 февраля 1989 г. у Потапкиной Е.А. родился сын В., что подтверждает свидетельство о рождении II-ЖК N371507 от 23 февраля 1989 г.
Из материалов дела следует, что отпуск по уходу за ребенком до трех лет предоставлен Потапкиной Е.А. в период работы в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г.Саранска.
В силу статьи 167 КЗоТ РСФСР, действующей в период предоставления Потапкиной Е.А. отпуска по уходу за ребенком, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнения в Кодекс законов о труде РСФСР" в названную статью 167 были внесены изменения, в соответствии с которыми период нахождения женщины в отпусках по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Потапкиной Е.А. о включении в специальный стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 апреля 1989 г. по 03 июня 1991 г., поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет был предоставлен истцу в период действия статьи 167 КЗоТ РСФСР, предусматривающей включение нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу до вступления в силу названных изменений в трудовом законодательстве, данный период подлежит включению в специальный стаж в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии
Отпуск по уходу за ребенком предоставлялся Потапкиной Е.А. в период ее работы в должности фельдшера по приему вызовов в Больнице скорой медицинской помощи г.Саранска. Данный период работы включен в специальный стаж Потапкиной Е.А. в календарном исчислении, следовательно, и отпуск должен быть исчислен в том же порядке.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о необходимости включения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, спорного периода работы истца является правильным, а доводы жалобы в этой части не могут быть признаны основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истцу в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В.Демидчик
Судьи И.В.Адушкина\
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.