Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Верюлина А.В.
судей Пужаева В.А., Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Вечкановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаевой С.В. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Верюлина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кочкуров С.А. обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по прилагаемой схеме, возложении обязанности провести процедуру утверждения схемы расположения земельного участка.
В обоснование иска Кочкуров С.А. указал на то, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1300 кв.м., расположенного в д. "адрес".
Письмом администрации района от "дата" в предварительном согласовании предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства ему было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия располагается в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства, входит в охранную зону водных объектов, в представленной конфигурации приводит к изломанности границ.
Истец считает данное решение необоснованным.
Просил суд признать отказ органа местного самоуправления незаконным с возложением на ответчика обязанности провести процедуру согласования схемы размещения земельного участка (л.д.1-2).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от "дата" иск удовлетворен, судом постановлено:признать отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельного участка площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", незаконным, обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав Кочкурова С.А. путем рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления поименованного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.37-44).
Представитель администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что на основании выкопировки из карты градостроительного зонирования Берсеневского сельского поселения и в соответствии с Правилами землепользования и застройки в Берсеневском сельском поселении Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденными решением Совета депутатов от "дата" "N", испрашиваемый земельный участок располагается в зоне открытых природных пространств (ОТ1), не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства; земельный участок в представленной конфигурации приводит к изломанности границ; участок входит в охранную зону природных объектов (л.д.52-56).
В судебное заседание истец Кочкуров С.А., представитель ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом в письменном заявлении представитель администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Кочкурова С.А. - адвокат Решетникова Ю.К. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями подпункта 2 пункта 1 названной статьи предусмотрена необходимость подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. "данные изъяты"
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При этом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Также, согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу пункта 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, "дата" Кочкуров С.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу "адрес" площадью 1300 кв.м., кадастровый квартал "N", относящегося к землям населенных пунктов, ограничений в использовании которого не установлено, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с прилагаемой схемой (л.д.6-8).
Письмом от "дата" "N", изданным за подписью исполняющего обязанности Главы администрации Лямбирского муниципального района Ерзиной Н.Р., ответчик указал на отсутствие возможности удовлетворить обращение Кочкурова С.А. ввиду того, что согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения испрашиваемый земельный участок расположен в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства, земельный участок входит в охранную зону водных объектов, земельный участок в представленной конфигурации приводит к изломанности границ (л.д.9).
Между тем пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану поселения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
Кроме того, согласно не опровергнутым сведениям кадастрового инженера В.Т.И., содержащимся в справке от "дата", расстояние от ручья без названия, протекающего в "адрес" Лямбирского района Республики Мордовия, до ближайшей точки вновь образуемого земельного участка по "адрес" составляет более 20 м., с погрешностью измерений в 0,10 м. (л.д.25).
Также из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что земельный участок имеет Г-образную форму, и образование такого земельного участка к изломанности границ по смыслу, придаваемому этому понятию пунктом 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не приведет (л.д.7, 8).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельного участка.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что на основании выкопировки из карты градостроительного зонирования Берсеневского сельского поселения и в соответствии с Правилами землепользования и застройки в Берсеневском сельском поселении Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденными решением Совета депутатов от "дата" "N", испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне открытых природных пространств (ОТ1), не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства, поскольку оспариваемый отказ органа местного самоуправления ссылки на утвержденные Правила землепользования и застройки в Берсеневском сельском поселении Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не содержит, в суде первой инстанции представитель ответчика на указанное обстоятельство также не ссылался.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что земельный участок в представленной конфигурации приводит к изломанности границ, участок входит в охранную зону природных объектов, отклоняются как не нашедшие своего подтверждения.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаевой С.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий А.В. Верюлин
Судьи В.А. Пужаев
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.