Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-47/2017
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Романенко Д.А.,
судей Гребенкина И.П. и Бояркина Д.В.,
при секретаре Мункуева Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 11111 рядового Смолина И.В. об оспаривании бездействия командира войсковой части 11111 по невыплате денежного довольствия в полном объеме, по апелляционной жалобе представителя административного истца - Ж. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гребенкина И.П., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Смолин оспорил в судебном порядке бездействие командира войсковой части 11111, связанное с невыплатой денежного довольствия в полном объеме, полагая, что приказами ему не установлены к выплате: ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном ходу за период с 26 октября по 31 декабря 2014 года; подъемное пособие при переезде к месту военной службы в связи с поступлением в 2014 году на военную службу по контракту; надбавки в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в учебно-полевой подготовке в полевых условиях вне пункта постоянной дислокации воинской части в 2014 - 2016 годах.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, анализируя положения ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, представитель утверждает, что со дня зачисления Смолина в списки личного состава войсковой части 11111 командиром этой воинской части не предпринимались какие-либо действия, направленные на установление и выплату административному истцу оспариваемых ежемесячных надбавок и единовременной компенсационной выплаты. Проекты приказов из войсковой части 11111 в войсковую часть 22222 не направлялись, а представленные в финансовое учреждение проекты приказов на отдельные выплаты не прошли согласование. В этой связи, резюмирует автор жалобы, права Смолина на получение денежного довольствия в полном объеме и единовременной компенсационной выплаты командованием восстановлены не были.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель заинтересованного лица начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю") - А. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ окружной военный суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Из материалов дела следует, что Смолин обратился в суд об оспаривании бездействия должностного лица, связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном ходу за период с 26 октября по 31 декабря 2014 года; подъёмного пособия при его переезде к месту военной службы в связи с поступлением в 2014 году на военную службу по контракту; надбавки в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в учебно-полевой подготовке в полевых условиях вне пункта постоянной дислокации воинской части в периоды с 13 по 15 августа 2014 года, с 30 января по 10 февраля 2016 года, с 9 по 20 марта 2016 года, с 23 марта по 23 апреля 2016 года, с 22 июля по 9 сентября 2016 года.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим одновременно с денежным довольствием федеральными законами и нормативными правовыми актами устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно чч. 18, 19 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федерального закона), в зависимости от условий прохождения военной службы и выполнения задач, военнослужащим устанавливаются к выплате ежемесячные надбавки за особые условия военной службы и за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, каждая в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты этих ежемесячных надбавок определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 подп. "д" п. 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, военнослужащим в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси (специальных транспортных средств федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 20 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии с подп. "б" п. 3 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года N 1122 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части (органа) по перечню, определяемому руководителем соответствующего государственного органа, выплачивается надбавка до 60 процентов оклада по воинской должности.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе в связи с поступлением на военную службу по контракту, производится выплата подъемного пособия в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего к месту военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения).
Аналогичные положения закреплены в п. 53, 58, 131 и 132 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700.
Вышеперечисленные выплаты производятся на основании приказов командира воинской части через финансовые довольствующие органы. Функции по непосредственному начислению и выплате ежемесячных надбавок и единовременных компенсационных выплат распределены между Федеральным казенным учреждением "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" и финансовыми органами, обслуживающими воинские части. Применительно к данному делу воинские части, дислоцированные на территории Забайкальского края, обслуживаются ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю".
Согласно материалам дела с 21 апреля 2015 года командиру войсковой части 11111 предоставлено право издания приказов по личному составу и строевой части. В период с мая 2014 года по 20 апреля 2015 года эти приказы издавались командиром войсковой части 22222 на основании представляемых командиром войсковой части 11111 проектов приказов.
Согласно ч. 1 ст. 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами гл. 4 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе заинтересованные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в дела, и других участников процесса.
Вместе с тем, рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции не рассмотрел вопрос и не привлек к участию в деле в качестве соответчиков либо заинтересованных лиц войсковую часть 22222 и Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации",
Между тем, в связи с характером спорного правоотношения участие названных должностных лиц (либо их представителей) являлось обязательным.
Допущенные судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав заявителя, а также охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем решение гарнизонного военного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по существу в тот же суд.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято гарнизонным военным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует определить состав лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Смолина И.В. отменить, а дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий Д.А. Романенко
Судьи: И.П. Гребенкин
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.