Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "11
судей: " Ф.И.О. "10, Кудинова А.В.
по докладу судьи " Ф.И.О. "10
при секретаре " Ф.И.О. "3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Ейского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Ейского городского суда Краснодарского края от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
" Ф.И.О. "9 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Ейского городского поселения " ... " от " ... " в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 608 кв.м. смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... " в границах кадастрового квартала " ... " на кадастровом плане территории.
В ходе судебного разбирательства исковые требования административным истцом были уточнены, " Ф.И.О. "9 просила суд признать незаконным отказ администрации Ейского городского поселения " ... " от " ... " в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать администрацию Ейского городского поселения " ... " согласовать предварительное предоставление " Ф.И.О. "9 земельного участка площадью 608 кв.м. смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", путем утверждения схемы.
В судебном заседании представитель " Ф.И.О. "9 по доверенности " Ф.И.О. "5 поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации Ейского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что вновь образуемый земельный участок попадает в зоны с особыми условиями использования территории, а именно: "водоохранную зону", "прибрежную защитную полосу", "прибрежную полосу суши", "территорию, подверженную воздействию сгонно-нагонных явлений на Азовском море", "II-Ш зоны горно-санитарной охраны", "зону подтопления". При этом, действующим законодательством закреплено, что в границах зон затопления, подтопления строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается, также как и строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков без централизованных систем водоснабжения и канализации на территории II зоны горно-санитарной охраны. При таких обстоятельствах, формирование земельного участка может привести к невозможности размещения объекта недвижимости и создать препятствия по рациональному использованию и охране земель.
Кадастровый инженер " Ф.И.О. "6, допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, пояснил, что формируемый земельный участок находится во II зоне горно - санитарной охраны, где разрешается строительство домов с подключением центрального водоснабжения; границы испрашиваемого земельного участка сформированы в соответствии с требованиями действующего законодательства; зоны подтопления и затопления на территории Ейского городского поселения " ... " в соответствии с требованиями действующего законодательства не определены, а Правилами землепользования и застройки Ейского городского поселения " ... " определено только, что прибрежные защитные полосы водных объектов должны иметь ширину 20 м. от уреза воды, в то время как указанный земельный участок расположен на расстоянии 25 м. от уреза воды, в особый режим использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос определяет, что на их территории запрещено размещение кладбищ, скотомогильников, стоянок автотранспорта, распашка, выпас сельскохозяйственных животных и проведение рубок. В том же кадастровом квартале уже сформировано два земельных участках.
Решением Ейского городского суда от " ... " признан незаконным отказ администрации Ейского городского поселения в лице главы Ейского городского поселения " ... " от " ... " в утверждении " Ф.И.О. "9 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация Ейского городского поселения " ... " обязана согласовать предварительное предоставление " Ф.И.О. "9 земельного участка площадью 608 кв.м., расположенного в " ... ", Краснодарского края, смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... ", 1, " ... ", Краснодарского края в границах кадастрового квартала " ... ", путем утверждения схемы.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации Ейского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4 просит решение Ейского городского суда от " ... " отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указали, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу " Ф.И.О. "9 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Ейского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4, представителя " Ф.И.О. "9 по доверенности " Ф.И.О. "7, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "9, будучи инвалидом третьей группы, обратилась в администрацию Ейского городского поселения " ... " по вопросу предоставлений ей в аренду (без проведения торгов) земельного участка расположенного в кадастровом квартале " ... " ориентировочной площадью 608 кв.м. смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... ".
Решением администрации главы Ейского городского поселения " ... " " ... " от " ... " " Ф.И.О. "9 было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале " ... ", смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... ", " ... ", поскольку вновь образуемый земельный участок попадает в зоны с особыми условиями использования территории, а именно: "водоохранную зону", "прибрежную защитную полосу", "прибрежную полосу суши", "территорию, подверженную воздействию сгонно-нагонных явлений на Азовском море", "П-Ш зоны горно-санитарной охраны", "зону подтопления".
Не согласившись с указанным отказом, " Ф.И.О. "9 обжаловала его в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 17 Федерального Закона от " ... " N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При этом, право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от " ... " N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
При этом, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, согласно п.п. 4, 6, 10 Требовании к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития от " ... " " ... ", в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Список координат характерных точек границы каждого образуемого земельного участка приводится в схеме расположения земельного участка в случае ее подготовки с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне "Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами", градостроительным регламентом которой предусмотрен основной вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома", а также попадает во II зону горно-санитарной охраны, границы и режим округа которой установлены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края "Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Ейск в Краснодарском крае" " ... " от 27.21.2011 года, "водоохранную зону", "прибрежную защитную полосу", "прибрежную полосу суши".
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от " ... " N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны во второй и третьей зонах осуществляется пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами.
В силу ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от " ... " " ... " "О недрах").
Согласно п.п. 3,5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Принимая во внимание отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон затопления, подтопления, в том числе, в пределах кадастрового квартала 23:42:0103006, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что утверждение административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы зоны с особыми условиями использования территории необоснованны.
Согласно п.п. 3, 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Таким образом, принимая во внимание, что нахождение земельного участка площадью 608 кв.м. смежного с восточной стороны с земельным участком по " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", расположенного в территориальной зоне "Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами", во "II зоне горно-санитарной охраны", "водоохранной зоне", "прибрежной защитной полосе" не препятствует его формированию и определению границ и координат, а доказательств определения границ зон затопления, подтопления, в том числе, в пределах кадастрового квартала " ... " в судебном заседании представлено не было, в то время как, действующим законодательством такие виды зон с особыми условиями использования территории как "прибрежная полоса суши" и "сгонно-нагонные явления", не предусмотрены, а также исходя из того, что формирование спорного земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не нарушает требования действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что подготовленная схема предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка соответствует требованиям, предъявляемым к вновь образованным земельным участкам, а доводы, послужившие основанием для отказа " Ф.И.О. "9 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду являются необоснованными и противоречащими требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, обоснованно удовлетворены административные исковые требования " Ф.И.О. "9
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных " Ф.И.О. "8 требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Ейского городского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "4 - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.