Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Иванове П.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника ОГИБДД отдела МВД России по Апшеронскому району Суворова Ю.А. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Апшеронского района в интересах Апшеронского городского поселения обратился в суд с административным исковым заявлением о признании предписания N00127 от 27.09.2016 года отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Апшеронскому району незаконным. В обоснование исковых требований, указал, что прокуратурой Апшеронского района в ходе надзора за исполнением Федерального законодательства от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены нарушения законодательства отделом государственной инспекции по безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Апшеронскому району. Так 27.09.2016 года начальником отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения отдела МВД Росси по Апшеронскому району Суворовым Ю.А. вынесено предписание N00127, которым предписано должностному лицу - главе администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Бырлову В.А. выполнить мероприятия по устранению нарушений нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагает, что спорное предписание является незаконными, поскольку выдано не уполномоченному на его исполнение лицу и в нарушении установленного законом порядка проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, в том числе в отсутствие согласования с органами прокуратуры. Поэтому просит признать предписание N00127 от 27.09.2016 года отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Апшеронскому району незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Апшеронского района Зайцев Г.В. административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Суворов Ю.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Решением Апшеронского районного суда от 05 декабря 2016 года административные исковые требования прокурора Апшеронского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник ОГИБДД отдела МВД России по Апшеронскому району Суворов Ю.А. просит решение Апшеронского районного суда от 05 декабря 2016 года отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Апшеронского района Протасов А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Руденко М.В., судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Апшеронского района в ходе надзора за исполнением Федерального законодательства от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены нарушения законодательства отделом государственной инспекции по безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Апшеронскому району.
27.09.2016 года начальником отдела государственной инспекции по безопасности дорожного движения Отдела МВД Росси по Апшеронскому району Суворовым Ю.А. вынесено предписание N00127, которым предписано должностному лицу - главе администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Бырлову В.А. выполнить мероприятия по устранению нарушений нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Оспариваемым предписанием, главе Апшеронского городского поселения Бырлову В.А. предложено по ул.Подлесной от ул.Пролетарской до ул.Коммунистической напротив домов NN13, 15, 16, 17, 94 в г.Апшеронске устранить ямочность, просадки, выбоины на проезжей части в соответствии с требованиям ГОСТ Р50597-93, также в г.Апшеронске на перекрестке ул.Подлесная-Спорта установить, в соответствии с требованиями ГОСТ 52290-2004, ГОСТ 52289-2004 дорожный знак 2.2.
Согласно п. 1, п. 2 Положения о госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом президента РФ от 15.06.1998 года N711 - Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Приказом МВД России от 30.03.2015 года N380 (Зарегистрирован в Минюсте России 07.05.2015 года N37154) утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - административный регламент).
В соответствии с п. 4 административного регламента он также подлежит исполнению всеми подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, подразделениями Госавтоинспекции Управления МВД России на комплексе "Байконур" - в пределах территории обслуживания.
Согласно п. 32 административного регламента федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9-14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также посредством осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций (полномочий) в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: организация плановой проверки; организация внеплановой проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки (п.33 административного регламента).
Суд первой инстанции правильно указал, что государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами требований в области безопасности дорожного движения осуществляется в виде плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
В нарушение указанных норм, предписание выдано по результатам повседневной проверки, однако, нормативно-правовые акты, позволяющие ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края проводить данного вида проверки органов местного самоуправления отсутствуют.
При этом, отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими своей деятельности регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также положениями ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона N294-ФЗ к такому контролю отнесены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Судом первой инстанции установлено, что при вынесении вышеуказанного предписания ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края были также допущены следующие нарушения требований Федерального закона N294-ФЗ: не изданы приказы о проведении проверок (п. 1 ст. 14, п. 3 ст. 18, п. 4 ст. 12 Федерального закона N294-ФЗ); юридическое лицо не уведомлено о проведении контрольных мероприятий не позднее трех рабочих дней до начала их проведения посредством направления копии приказа руководителя ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края (п. 12 ст. 9 Федерального закона N294-ФЗ); акт проверки не составлялся (ст. 16 Федерального закона N294-ФЗ); основанием для вынесения предписаний являлись акты, содержание которых не позволяет отождествить их с актом проверки, предусмотренным п. 1 ст. 16 Федерального закона N294-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 вышеуказанного Федерального закона внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в п.п. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.
Пункт 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", также предусматривает согласование внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Однако проверка проведенная сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району Краснодарского края с органами прокуратуры согласована не была.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ выявленные нарушения, отнесены к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля в связи с чем, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в нарушение ч. 2.9 ст. 77 Федерального закона N131-ФЗ, в соответствии с которой органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации, главе администрации установлен необоснованно малый срок для исполнения предписания.
При этом, исполнимость предписания является одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правильно указал, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что оспариваемым предписанием на орган местного самоуправления незаконно возложена обязанность по устранению указанных в нем нарушений.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные прокурором Апшеронского района исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ОГИБДД отдела МВД России по Апшеронскому району Суворова Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.