Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Онохова Ю.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Шумилиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя администрации г. Сочи и администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи на основании доверенностей Гамисония Д.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 19 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Шпалов В.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации г. Сочи, администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи, департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи, департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации го. Сочи об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что Шпалов В.Ю. обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства в районе дома N " ... " по " ... " в пгт. Красная " ... " с целью заключения договора аренды данного земельного участка. 16 сентября 2016 г. письмом N 21.01-18/23629 административный ответчик отказал истцу в предоставлении соответствующей муниципальной услуги.
Шпалов В.Ю. полагает свои права нарушенными в связи с чем, просит признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, изложенное в письме N 21.01-18/23629 от 16 сентября 2016 г.; признать утвержденной схему расположения земельного участка общей площадью 2482 кв.м. на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: " ... ", пгт. Красная Поляна, " ... ", район дома N 58а, из земель населенных пунктов, выполненную кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат N 23-11-377); обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка; обязать администрацию " ... " в лице департамента имущественных отношений администрации " ... " заключить со " Ф.И.О. "6 договор аренды земельного участка площадью 2482 кв.м., расположенного по адресу: " ... ", пгт. Красная Поляна, " ... ", район дома N 58а, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на десять лет.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 19 декабря 2016 г. иск Шпалова В.Ю. удовлетворен.
В апелляционных жалобах представитель ответчиков выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав Шпалова В.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобах.
Из материалов дела следует, что 23 августа 2016 г. Шпалов В.Ю. обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2482 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в районе дома N 58а по " ... " в пгт. Красная " ... " с целью заключения договора аренды данного земельного участка сроком на 10 лет, приложив все необходимые документы.
16 сентября 2016 г. административный истец получил письмо директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи N 21.01-18/23629, которым Шпалову В.Ю. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Давая оценку решению административного ответчика, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что Шпалов В.Ю. является лицом, которое в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ имеет право на обращение к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, и отказ в утверждении схемы расположения земельного участка затрагивает его права на получение спорного земельного участка в аренду.
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Анализ материалов, предоставленных Шпаловым В.Ю. для рассмотрения вопроса утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключения договора аренды данного земельного участка сроком на 10 лет, указывает на отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
В целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и его дальнейшего его предоставления в аренду, необходимо предварительно получить утвержденную администрацией г. Сочи схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, администрация г. Сочи лишает административного истца возможности подготовить документы для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, получения кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка и оформления спорного земельного участка в аренду.
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, что прямо следует из статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 63 приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Испрашиваемый Шпаловым В.Ю. земельный участок в районе дома N 58а по " ... " в " ... " " ... " не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с пунктом 1 статьи 70.1, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Органами местного самоуправления решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды в отношении данного земельного участка не принято.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие достаточных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка Шпалову В.Ю.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судом первой инстанции.
В связи с чем, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Шпалова В.Ю. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 19 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации г. Сочи и администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи на основании доверенностей Гамисония Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.