СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Жуковской С.В. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Базалук Г.Ш. , действующей в интересах Вартаньян Е.В. , на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
в удовлетворении исковых требований Вартаньян Е.В. к администрации МО ГО "Воркута" о признании нуждающейся в жилом помещении в связи с признанием д. ... по ул. ... г. ... аварийным и подлежащим сносу, об обязании предоставить жилое помещение на территории г. ... , пригодное для проживания отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вартаньян Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании нуждающейся в жилом помещении в связи с признанием дома ... по ул. ... г. ... аварийным и подлежащим сносу, обязании предоставить пригодное для проживания жилое помещение на территории г.Воркуты взамен непригодной для проживания квартиры по адресу: ...
Суд постановилприведенное решение, об отмене которого просит истец, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте его проведения, не явились.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, Вартаньян Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... , которая заключением межведомственной комиссии от "Дата обезличена" была признана непригодной для проживания.
В жилом помещении помимо истца зарегистрированы её сыновья: М.А.И. ., ... г.р., и М.В.И. ., ... г.р.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии для этого правовых оснований, посчитав, что Вартаньян Е.В. не относится к категориям граждан, которым законодательством РФ гарантировано соответствующее право в связи с признанием их жилища непригодным для проживания.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
На основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом "Номер обезличен" по ул. ... г. ... Республики Коми не включен в региональную адресную программу, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца не возникло права требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления им другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
Установив, что истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании её семьи малоимущей не обращалась, решения о принятии их на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан в установленном законом порядке не принималось, суд отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Вартаньян Е.В. нуждалась в обеспечении жилым помещением по критериям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, отклоняются судебной коллегией, поскольку в силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, то есть принятие на учет носит заявительный характер.
Включение аварийного дома "Номер обезличен" по ул. ... г. ... в муниципальную адресную программу, на что ссылается истец в жалобе, на существо спора не влияет.
Представленные к апелляционной жалобе уведомления, адресованные администрацией МО ГО "Воркута" Вартаньян Е.В. о предоставлении для осмотра квартир, судебная коллегия, исходя из положений абз. 2 пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, во внимание не принимает и не рассматривает, поскольку причины невозможности предоставления данных доказательств суду первой инстанции уважительными не являются и опровергаются протоколами судебных заседаний от "Дата обезличена", "Дата обезличена" и "Дата обезличена", согласно которым Бузулук Г.Ш., вопреки доводам её жалобы, принимала участие в названных судебных заседаниях и могла предоставить все, по её мнению, имеющие значение доказательства в суд первой инстанции.
Вынесенное по делу решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Вартаньян Е.В. - Базалук Г.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.