Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 24 ноября 2016 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 28 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район",
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от
24 ноября 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Беломорского районного суда РК от 28 декабря 2016 г., администрация муниципального образования "Беломорский муниципальный район" привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе глава муниципального образования ( ... ) просит изменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь в обоснование своих доводов на принятие должником всех возможных и зависящих от него мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа в виде неоднократного обращения в представительный орган власти с целью включения в бюджет расходов, необходимых для исполнения решения суда, и наличие у должностного лица при вынесении постановлений по ряду аналогичных дел правовых оснований для применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из положений ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ
"Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов настоящего дела следует, что решением Беломорского районного суда РК от 22 июня 2016 г. на администрацию муниципального образования "Беломорский муниципальный район" была возложена обязанность по предоставлению ( ... ) во внеочередном порядке жилого помещения площадью не ниже социальных норм, установленных по договору социального найма, за счет субвенций, предоставляемых бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия.
Также установлено, что в рамках исполнительного производства, возбужденного
18 августа 2016 г. на основании выданного судом исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя от 04 октября 2016 г. с администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" был взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного листа до 31 октября 2016 г.
Ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением должностного лица отдела судебных приставов по Беломорскому району УФССП России по Республике Карелия от 24 ноября 2016 г. должник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
При пересмотре постановления должностного лица судья пришел к выводу о доказанности виновности органа местного самоуправления в совершении вменяемого деяния и законности привлечения его к административной ответственности.
Между тем субъектами административной юрисдикции не были учтены подлежащие установлению и имеющие значение для правильного разрешения дела следующие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ привлекаемое к административной ответственности лицо не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами названного Кодекса.
При этом оценка виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1 и ст.26.1 этого Кодекса наличия объективной возможности для исполнения требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом приняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии со пп.3, 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. Дополнительные гарантии прав таких граждан на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ст.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N921-ЗРК
"О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Республики Карелия.
Данным Законом субъекта установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, который определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
В рассматриваемом случае возможность исполнения требований по исполнительному документу у должника могла возникнуть лишь после выделения в 2016 г. из бюджета Республики Карелия соответствующих денежных средств на приобретение взыскателю жилого помещения.
Исследование материалов дела показало, что возложенная на должника обязанность по предоставлению взыскателю как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения должна быть исполнена за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия, и по состоянию на 01 января 2016 г. по Беломорскому муниципальному району количество указанной категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, составляло 40 человек, из которых в отношении 14 имелись неисполненные судебные решения.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 24.12.2015 N1968-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2016 год" сумма субвенции, предоставленная муниципальному образованию "Беломорский муниципальный район" на осуществление государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 3248,9 тысяч рублей, из которых за счет средств бюджета Республики Карелия - 1299 тысяч рублей и за счет средств федерального бюджета - 1949,9 тысяч рублей. Выделенные денежные средства использованы в 2016 г. в полном объеме на приобретение
гражданам 5 жилых помещений в порядке очередности, определенной с учетом вынесенных в период с 2012 по 2016 гг. судебных решений.
По результатам обращения должника в 2016 г. в представительный орган власти по вопросу включения в расходную часть проекта бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. расходов, связанных с приобретением жилых помещений, решением XXXV сессии III созыва Совета муниципального образования "Беломорское городское поселение" от 17 ноября 2016 г. N было отказано в связи с отсутствием денежных средств.
Согласно представленному должником списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся по состоянию на 01 января 2017 г. в получении жилых помещений, взыскатель стоит под номером 2.
Учитывая тот факт, что к моменту установленного срока исполнения требований исполнительного документа объем субвенций, выделенных муниципальному образованию в 2016 г. для обеспечения жилыми помещениями категории лиц, к которой относится взыскатель, был распределен, и органом местного самоуправления изыскивались денежные средства из иных источников, вины должника в неисполнении судебного акта не имеется.
Таким образом, поскольку наличие состава вменяемого должнику противоправного деяния доказанным признать нельзя, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" удовлетворить.
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Беломорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 24 ноября 2016 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 28 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования "Беломорский муниципальный район" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.А. Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.