Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Савельевой Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 26 декабря 2016 года по иску Бересневой И. А. к ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" об обязании выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ей на основании договора аренды земельного участка от ( ... ) был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 800, 00 кв.м, расположенный по адресу: Республика К.., ( ... ), кадастровый ( ... ) для строительства индивидуального жилого дома. Построенное здание на данном земельном участке принадлежит ей на праве собственности. В связи с необходимостью подключения дома к электроснабжению истец 11.04.2016 заключила с ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ( ... ). Согласно условиям данного договора ответчик обязался осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика К.., ( ... ) в 6-месячный срок со дня заключения договора, однако до настоящего времени предусмотренные договором работы им не выполнены. истец просила суд обязать ответчика выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок до 15.02.2017, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в срок до 01.03.2017 выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, согласно договору ( ... ) от 11.04.2016. Взыскал с ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в пользу Бересневой И.А. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей. Также взыскал с ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" государственную пошлину в доход бюджета МО "Беломорский муниципальный район" в размере 600 рублей.
С решением суда не согласен ответчик, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что для технологического присоединения дома истца к электрическим сетям сетевой организации необходимо осуществить техническое перевооружение участка ВЛ-0,4 кВ Л-5 ТП-103 Л-12-09 путем замены неизолированного провода на провод СИП2 3x35+1x50 мм2, длинной по трассе 120 м до границы земельного участка заявителя Поскольку плата заявителя не покрывает расходов сетевой организации на строительство, реализация данного технологического присоединения осуществляется в рамках инвестиционного проекта: "Техническое перевооружение участка ВЛ-0,4 кВ Л-5 "ул. Чехова" ТП-103 Л-12-09, ( ... ) с заменой однофазного провода на СИП (технологическое присоединение жилого дома Бересневой И.А. ( ... ) ( ... ) от ( ... ))". Поясняет, что при наличии инвестиционной составляющей в договоре технологического присоединения инвестиционный проект в составе долгосрочной инвестиционной программы финансируется за счет двух источников - платы за технологическое присоединение и тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если плата за технологическое присоединение по договору не покрывает расходы на строительство. Сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства сетевая организация обязана производить в соответствии с инвестиционной программой, которая утверждается органами государственной власти в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 "О инвестиционных программах субъектов электроэнергетики". Указывает, что долгосрочная инвестиционная программа ПАО "МРСК Северо-Запада" на 2016-2020 годов утверждена 30.11.2015 приказом Министерства энергетики РФ N 90. Реализация вышеуказанного инвестиционного проекта включена в долгосрочную инвестиционную программу филиала "Карелэнерго" на 3 квартал 2017 года. Поясняет, что сетевая организация не имеет права самостоятельно изменять перечень объектов строительства в утвержденной программе, источником реализации которой являются средства, учитываемые Государственным комитетом РК по ценам и тарифам в тарифной выручке при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии в конкретный период регулирования. Считает, что суд не учел положения на абз. 4 ч. 1 ст. 26 Закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Кроме того, полагает, что взысканная судом сумма морального вреда является чрезмерной.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились. извещены о слушании дела надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах, изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
В силу п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил ( ... ) и наличия технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Кроме того, п. 3 Правил также устанавливает процедуру технологического присоединения, которая включает в себя несколько самостоятельных этапов, таких как: подача заявки, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и т.д.
Для целей указанных Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Судом по делу установлено, что в собственности Бересневой И.А. находится жилой дом общей площадью 104 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, ( ... ), ( ... ) ( ... ), что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ( ... ) ( ... )
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ( ... ) и выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ( ... ) ( ... ) Бересневой И.А. на основании договора аренды земельного участка от ( ... ) ( ... ), дата регистрации ( ... ) ( ... ), принадлежит земельный участок под указанным жилым домом.
Из материалов дела следует, что 11.04.2016 между ПАО "МРСК Северо-Запада" и Бересневой И.А. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ( ... ), согласно которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для электроснабжения жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ( ... ) по адресу: РК, ( ... ) обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в размере 550 рублей.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с п. 6.3. Договора сетевая организация обязуется не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) с соблюдением срока, установленного п. 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
Согласно техническим условиям, являющимся неотъемлемой частью договора, следует, что они предусматривают обязанность заявителя по осуществлению мероприятий по проектированию (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной) и строительству новых объектов для организации схемы приема мощности (пункт 12.1); монтаж трехфазного ввода проводом СИП-4 4x16 с приобретением ответвительных прокалывающих и анкерных зажимов для подключения к ВЛ-0,4 или кабелем 0,4 кВ расчетного сечения от опоры N24 ВЛ-0,4 кВ Л-5 " ( ... )" ТП -103 Л-12-09, ( ... ), до ЩУ объекта (жилой дом на земельном участке с кадастровым номером ( ... ) РК, ( ... )) (пункт 12.1.1); прибор расчетного учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и ПО СЭС филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (пункт 12.1.2).
Согласно п. 11 технических условий сетевая организация осуществляет требования к усилению существующей электрической сети. Развитие существующей инфраструктуры, грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПУЭ и т.д.
Таким образом, полное исполнение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям возможно после выполнения ряда мероприятий, как со стороны ответчика, так и со стороны истца.
Согласно справке-акту NС ( ... ) от ( ... ) допуска в эксплуатацию прибора учета истец полностью выполнила технические условия.
Из материалов дела следует, что истец также произвела полную оплату услуг технологического подключения, что подтверждается копией квитанции от 19.04.2016. Однако ответчиком обязательства по заключенному договору не исполнены.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренный договором и законом срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек, истец свои обязательства по договору выполнил, а ответчиком, принятые на себя обязательства по технологическому присоединению, не исполнены.
Ссылки ответчика на отсутствие проекта в инвестиционной программе не могут быть приняты во внимание, поскольку ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилами технологического присоединения установлены предельные сроки выполнения договоров присоединения.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что срок выполнения договора, заключенного с истцом, должен определяться с учетом инвестиционной программы, подлежат отклонению.
Кроме того, поскольку к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство о защите прав потребителей, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 15, ч.6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
Иных доводов, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебного разбирательства, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор. Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 26 декабря 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.