Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 февраля 2017 г. по делу N 33а-153/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Зинюшина Н.Н., Лаврентьева В.В.,
при секретаре Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего по контракту войсковой части N "данные изъяты" Лобастовой ФИО8 об оспаривании действий отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Тверское отделение ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лобастова проходила военную службу по контракту в войсковой части N, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет и в 2011 году уволена с военной службы по возрасту.
2 июня 2016 года Лобастова обратилась в Тверское отделение ЗРУЖО с заявлением о принятии ее с членами семьи (отцом и сыном) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, однако решением от 26 июля 2016 года N 69-23/15/16 в удовлетворении данного заявления ей отказано в связи с тем, что она не имеет права на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в настоящее время не является военнослужащим, а в период прохождения военной службы на жилищный учет не принималась.
Полагая свои права нарушенными, Лобастова обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным вышеуказанное решение Тверского отделения ЗРУЖО и возложить на административного ответчика обязанность по принятию ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ссылается на пункты 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статью 52 ЖК РФ и пункты 1, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
На основании приведенных правовых норм делает вывод, что вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения носит заявительный характер и его рассмотрение осуществляется на основании поданного военнослужащим в период прохождения военной службы заявления.
В этой связи автор жалобы обращает внимание, что в период прохождения военной службы она заявляла о своем желании получить жилье по договору социального найма и предпринимала меры для подачи соответствующего рапорта о постановке ее с членами семьи на жилищный учет, однако реорганизация в сфере жилищного обеспечения в Министерстве обороны Российской Федерации воспрепятствовала осуществлению ее законных прав.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность принятия на жилищный учет военным ведомством только лиц, проходящих военную службу по контракту, а не состоящих в запасе (отставке), как это имеет место в данном случае.
Порядок принятия на данный учет регламентируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), которая действовала и на момент увольнения Лобастовой с военной службы.
Пунктами 1, 5 Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются соответствующие документы.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Как видно из материалов дела, Лобастова, имеющая общую продолжительность военной службы более 10 лет, относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, уволена с военной службы в 2011 году по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и в период прохождения военной службы, равно как при увольнении с нее, с заявлением о принятии на жилищный учет в уполномоченные органы Министерства обороны Российской Федерации не обращалась.
Поскольку обращение Лобастовой в жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации по поводу принятия ее на жилищный учет имело место в июне 2016 года, то есть после ее увольнения с военной службы, суд первой инстанции со ссылкой на приведенные нормы права и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 12-П, пришел к верному выводу о том, что решение Тверского отделения ЗРУЖО от 26 июля 2016 года об отказе в принятии ее с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях является законным и обоснованным.
Утверждение Лобастовой в апелляционной жалобе, что в период прохождения военной службы она заявляла о своем желании получить жилье по договору социального найма и предпринимала меры для подачи соответствующего рапорта о постановке ее с членами семьи на жилищный учет, материалами дела не подтверждается и является голословным.
Что касается ее ссылок на необеспеченность жильем для постоянного проживания в рапорте об увольнении с военной службы и листе беседы, то суд первой инстанции этому обстоятельству дал надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм материального и процессуального права, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Лобастовой ФИО8 оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.