Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2017 г. по делу N 33а-196/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н., Балабанова Н.Н.,
при секретаре Мусатовой Е.О., с участием административного истца Макарова Д.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего, состоящего в распоряжении командующего войсками Западного военного округа, "данные изъяты" Макарова ФИО7 об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) об отказе в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Макаров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и с 17 октября 2002 года состоящий на жилищном учете, проходил военную службу по контракту в должности "данные изъяты" факультета военного обучения Московского энергетического института.
31 декабря 2008 года в связи с сокращением занимаемой воинской должности он был освобожден от воинской должности "данные изъяты" и зачислен в распоряжение воинского должностного лица.
Извещением от 11 февраля 2014 года Макарову на состав семьи 2 человека с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, как военнослужащего - преподавателя военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, распределено жилое помещение обшей площадью 60,30 кв.м. по адресу: "адрес".
Однако решением Департамента от 8 июня 2016 года N 194/1/14622 ему отказано в предоставлении распределенного жилого помещения на том основании, что права на дополнительную площадь он не имеет, поскольку освобожден от воинской должности преподавателя и находится в распоряжении должностного лица.
Считая свои права нарушенными, Макаров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать вышеуказанное решение незаконным и возложить на Департамент обязанность по внесению в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведений о его праве на дополнительную общую площадь жилого помещения от 15 до 25 кв.м. с датой признания 17 октября 2002 года и предоставить ему жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", распределенное ему извещением от 11 февраля 2014 года N 267111.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что им был подан рапорт об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья.
Суд не учел, что выбор основания для увольнения с военной службы и подача рапорта об увольнении по избранному основанию произошли в момент прохождения им военной службы в должности преподавателя военной кафедры факультета военного обучения.
Полагает, что суд оставил без внимания и то обстоятельство, что срок действия контракта о прохождении военной службы у него закончился в тот момент, когда он еще не был зачислен в распоряжение, а нового контракта он не заключал.
В заключение жалобы утверждает, что в распоряжение он был зачислен незаконно.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона.
Пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 названной статьи, и предусмотренного пунктом 2 этой же статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 28 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и, исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, пришел к верному выводу, что военнослужащие - преподаватели военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, в отличие от офицеров в воинском звании полковник, ему равном и выше, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения ими военной службы на соответствующих должностях преподавателей.
Данный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право на получение дополнительной общей площади жилого помещения по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 446-О-О, от 21 февраля 2008 года N 100-О-О, от 24 июня 2008 года N 559-О-О, от 14 июля 2011 года N 1021-О-О).
К одному из таких специфических условий суд первой инстанции обоснованно отнес выполнение военнослужащим обязанностей военной службы на воинской должности преподавателя военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования.
Поскольку Макаров не проходил военную службу в воинском звании полковника, ему равном и выше, а после освобождения 31 декабря 2008 года от воинской должности "данные изъяты" факультета военного обучения Московского энергетического института и зачисления в распоряжение должностного лица перестал выполнять какие-либо обязанности, относящиеся к преподавательской деятельности, максимальная площадь жилого помещения, на которую может претендовать административный истец при составе семьи 2 человека, составляет от 36 до 45 кв.м.
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, распределенного Макарову, составляет 60,3 кв.м., то есть превышает установленные статьей 15.1 Федерального закона нормы предоставления, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным решения Департамента от 8 июня 2016 года N 194/1/14622 об отказе в предоставлении Макарову этого жилого помещения.
Ссылки Макарова в жалобе на то, что он обратился к командованию с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в период прохождения военной службы в должности "данные изъяты", а также на истечение срока контракта о прохождении военной службы до зачисления его в распоряжение, правового значения не имеют, поскольку в силу приведенных выше норм Федерального закона право на дополнительную общую площадь реализуется при предоставлении жилого помещения.
Утверждение автора апелляционной жалобы, что в распоряжение он был зачислен незаконно, является беспредметным, поскольку эти действия должностного лица им не оспариваются.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм законодательства, которого придерживается в апелляционной жалобе ее автор, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Макарова ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.