Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 марта 2017 г. по делу N 33а-262/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Зинюшина Н.Н. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Давлетовой Т.М., с участием административного истца Ликанова Ю.А., его представителя Овчинникова В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 21 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ликанова ФИО10 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Рязанское отделение ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Балабанова, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ликанов, уволенный в мае 2016 года с военной службы по истечении срока контракта, перед исключением из списков личного состава воинской части обратился в Рязанское отделение ЗРУЖО с заявлением о принятии его с членами семьи (всего 4 человека) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением от 27 мая 2016 года N 62-25-16/7 начальник указанного отделения отказал Ликанову в принятии на данный учет на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право административного истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование принятого решения административный ответчик указал, что Ликанов и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма по установленным нормам в "адрес".
Считая данный отказ незаконным, Ликанов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на начальника Рязанского отделения ЗРУЖО обязанность по отмене вышеуказанного решения.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на абз. 1, 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и полагает, что суд безосновательно не применил указанные нормы при рассмотрении данного административного дела.
Обращает внимание, что квартира в "адрес" была получена его супругой, Ликановой И.В., в период прохождения последней военной службы на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ года N N, выданного главой местного самоуправления поселка "адрес". О том, что данная квартира предоставлялась как служебная, свидетельствует справка командира войсковой части N от 3 ноября 2010 года N 95/74.
В этой связи считает, что вывод суда о том, что он и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма, не соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Имеющийся в материалах дела договор найма жилого помещения с муниципальным унитарным предприятием от ДД.ММ.ГГГГ года N N, который суд расценил как договор социального найма, его супруга не заключала, а подпись в договоре ей не принадлежит.
Кроме того, по мнению истца, суд не учел, что в данной квартире зарегистрированы и фактически проживают двое разнополых детей, 1998 и 2007 г.р.
Отмечает также, что согласно вышеуказанному ордеру, общая площадь названной квартиры составляет "данные изъяты" кв.м., а поскольку учетная норма, установленная в Володарском районе Нижегородской области, составляет 13 кв.м. на одного человека, то на каждого из четырех зарегистрированных в этой квартире лиц приходится менее учетной нормы. В этой связи считает необоснованным вывод суда об обеспеченности его с членами семьи жильем по установленным законодательством нормам.
Ссылается на пункт 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
В заключение жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что решением Рязанского отделения ЗРУЖО от 1 февраля 2016 года он был принят на жилищный учет по его заявлению и при этом факт наличия в пользовании его семьи вышеуказанной квартиры препятствием не являлся. Однако впоследствии он был снят с данного учета.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Ликанова, суд первой инстанции исходил из того, что последний с членами семьи обеспечен жилым помещением в "адрес" по нормам, установленным органами местного самоуправления, как по последнему месту военной службы в городе Рязани, так и по месту регистрации в Володарском районе Нижегородской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у Ликанова отсутствует право состоять на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Вместе с тем такой вывод суда не основан на нормах материального права и является следствием неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Так, согласно абз. 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Пунктом 13 статьи 15 Закона предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту военной службы, а право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства возникает у них только при увольнении с нее по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. При наличии у данной категории военнослужащих общей продолжительности военной службы 20 лет и более они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в общем порядке, предусмотренном названным Законом для военнослужащих, вне зависимости от основания увольнения с военной службы.
С учетом вышеизложенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и вопреки выводу суда первой инстанции, наличие у названной категории военнослужащих в пользовании жилого помещения, предоставленного ранее военным ведомством по договору социального найма, в населенном пункте, отличном от последнего места прохождения военной службы, может служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет по месту службы лишь в случае, если военнослужащий лишен возможности представить документы о его освобождении.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Ликанов перед исключением из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта, то есть в период прохождения военной службы, обратился в Рязанское отделение ЗРУЖО с заявлением, в котором просил о принятии его с членами семьи на жилищный учет. Вопрос об обеспечении жильем по избранному постоянному месту жительства заявитель при этом не ставил.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что в материалах дела не содержится данных об отсутствии у Ликанова и членов его семьи реальной возможности сдать жилое помещение, ранее предоставленное им военным ведомством в "адрес", судебная коллегия приходит к выводу, что у жилищного органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии Ликанова и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы административного истца в городе Рязани.
По изложенным основаниям не имеет юридического значения правовой режим жилого помещения, находящегося в пользовании Ликанова и членов его семьи (служебное или по договору социального найма).
Неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 21 октября 2016 года по административному исковому заявлению Ликанова ФИО10 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Ликанова Ю.А. удовлетворить.
Решение начальника отделения (территориальное, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 62-25-16/7 об отказе в принятии Ликанова Ю.А. с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность по отмене названного решения и повторному рассмотрению вопроса о принятии административного истца и членов его семьи на жилищный учет по последнему месту военной службы.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.