Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-434/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) - ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 января 2017 г., согласно которому удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела, связанных с отказом во включении в списки лиц, нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, членов семьи военнослужащего.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника 1 отдела от 8 ноября 2016 г. N ФИО1 с 24 октября 2016 г. включен в список военнослужащих, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве. Этим же решением ФИО1 отказано во включении в указанный список его супруги и детей, поскольку факт их прибытия к новому месту службы совместно с военнослужащим не подтвержден.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия начальника 1 отдела, связанные с невключением членов его семьи в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений и обязать повторно рассмотреть этот вопрос.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил, а также взыскал судебные расходы в пользу истца в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель начальника 1 отдела, выражая несогласие с судебным решением в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, приводя содержание положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждает, что представленные ФИО1 документы не подтверждают факт совместного прибытия с ним членов его семьи, поскольку не содержат данных об их регистрации по месту жительства, а положения указанной Инструкции не предусматривают возможность представления документов с другим видом регистрации.
По мнению автора жалобы, представленные истцом документы о регистрации членов его семьи по месту пребывания, обучении детей в образовательном учреждении, а также найме жилого помещения не подтверждают факт прибытия членов семьи военнослужащего к новому месту его военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Действительно, в силу п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу этой нормы документы, представляемые в жилищный орган должны подтверждать факт прибытия военнослужащих и членов их семей к новому месту военной службы. При этом такой факт может подтверждаться, как отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, так и другими оформленными в установленном порядке документами, свидетельствующими о законном нахождении указанных лиц по конкретному адресу, в том числе по адресу воинской части, в населенном пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу, либо в близлежащем к нему населенном пункте.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что единственным документом, подтверждающим прибытие к новому месту военной службы, является отметка в паспорте о регистрации по месту жительства, противоречит оспариваемому решению начальника 1 отдела от 8 ноября 2016 г. о включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений, поскольку в представленном им в жилищный орган паспорте также отсутствуют данные о регистрации его по месту жительства в г. Москве.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), на которые ссылается в жалобе представитель административного ответчика, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, в том числе жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу п. 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п. 55 - 56 и 59 - 60 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 г. N 288, гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной этим регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3 - приложение N 9 к Административному регламенту) подписывается начальником органа регистрационного учета, передаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам.
Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2016 г. зачислен на первый курс очного обучения в Академию и назначен на должность слушателя.
Следовательно, местом службы административного истца является Академия, дислоцированная в "адрес" по адресу: "адрес"
Из материалов дела следует, что ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по указанному адресу с 6 сентября 2016 г. по 31 августа 2018 г.
Из изложенного следует, что регистрация ФИО1 и всех членов его семьи по месту пребывания была произведена компетентными органами в установленном порядке на срок, указанный в справках, выданных в один и тот же день - 6 сентября 2016 г. ( N и N) в Военном университете.
Кроме того, согласно справкам государственного образовательного учреждения " N", сын и дочь ФИО1 являются, соответственно, учеником и воспитанником этого учебного учреждения, расположенного в г. Москве.
При таких данных следует признать, что факт прибытия членов семьи ФИО1 к его месту службы в г. Москве был надлежащим образом подтвержден.
Согласно исследованной судом справке начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ЦРУЖО) от 1 августа 2016 г. ФИО1 сдано служебное жилое помещение по прежнему месту военной службы в г. Алейске Алтайского края.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, в совокупности с вышеуказанными документами, договор найма жилого помещения, расположенного на ул. Байкальская г. Москвы от 4 августа 2016 г., также является подтверждением прибытия членов семьи административного истца к новому месту его военной службы и их совместное проживание.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в результате полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят на основании правильного применения норм материального права, апелляционная инстанция признает его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 января 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.