Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г. по делу N 33а-435/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
Председательствующего ФИО8,
судей: ФИО9
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) - ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 г., согласно которому удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела, связанных с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника 1 отдела от 21 ноября 2016 г. N ФИО1, включенный с 12 сентября 2014 г. в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве, с составом семьи 3 человека исключен из указанного списка, поскольку факт прибытия его супруги и дочери к новому месту службы совместно с военнослужащим не подтвержден, а также не представлен оригинал справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать указанное должностное лицо отменить оспариваемое решение, выдать уведомление о включении его и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений (далее - список нуждающихся в служебном жилье), восстановить сведения об этом в ответах на ежемесячные запросы финансово-экономического органа, а также установленным порядком предложить представить недостающие документы без исключения из указанного списка.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав начальника 1 отдела отменить оспоренное решение, восстановить ФИО1 и членов его семьи в списке нуждающихся в служебном жилье с 12 сентября 2014 г., выдать уведомление об этом, и взыскал в пользу истца с 1 отдела судебные расходы в размере 300 руб., а в остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника 1 отдела, выражая несогласие с судебным решением в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, приводя содержание ст. 99 ЖК РФ, положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждает, что ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие факт прибытия членов семьи военнослужащего к новому месту его военной службы.
При этом представленные ФИО1 свидетельства о регистрации членов его семьи по месту пребывания в г. Москве с 9 апреля 2015 г. не были предметом рассмотрения при принятии оспариваемого решения, в связи с чем члены семьи истца могли быть включены в список нуждающихся в служебном жилье только после направления в уполномоченный орган соответствующих заявления и комплекта подтверждающих документов.
Полагает, что вывод суда о возможности 1 отдела самостоятельно запросить необходимые для принятия решения документы не соответствует положениям ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, возлагающим обязанность по представлению документов на граждан.
По мнению автора апелляционной жалобы, примененное судом распоряжение начальника Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве от 4 февраля 2010 г. N носит рекомендательный характер, в связи с чем суду надлежало руководствоваться п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусматривающих регистрацию военнослужащих по месту дислокации воинских частей.
Считает, что решение суда о возложении на 1 отдел обязанности по включению истца в список нуждающихся в служебном жилье и выдаче уведомления об этом противоречит требованиям ст. 10 Конституции Российской Федерации, запрещающим суду подменять собой другие органы государственной власти, и фактическим обстоятельствам дела, так как этот жилищный орган решения о таком включении не принимал, а ФИО1 до 2016 года с вопросом о выдаче такого уведомления не обращался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Действительно, в силу п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу этой нормы документы, представляемые в жилищный орган должны подтверждать факт прибытия военнослужащих и членов их семей к новому месту военной службы. При этом такой факт может подтверждаться, как отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, так и другими оформленными в установленном порядке документами, свидетельствующими о законном нахождении указанных лиц по конкретному адресу, в том числе по адресу воинской части, дислоцированной в населенном пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу, либо в близлежащем к нему населенном пункте.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), на которые ссылается в жалобе представитель административного ответчика, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, в том числе жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу п. 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п. 55 - 56 и 59 - 60 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 г. N 288, гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной этим регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3 - приложение N 9 к Административному регламенту) подписывается начальником органа регистрационного учета, передаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам.
Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2014 г. зачислен в очную штатную адъюнктуру и назначен на должность адъюнкта Академии.
Следовательно, местом службы административного истца является Академия, дислоцированная в г. Москве по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу с 6 сентября 2014 г., а члены его семьи с 9 апреля 2015 г. по 31 августа 2017 г.
Из изложенного следует, что регистрация ФИО1 и всех членов его семьи по месту пребывания была произведена компетентными органами в установленном порядке.
Согласно вышеприведенным нормативным положениям, такая регистрация военнослужащего и членов его семьи соответствует не только распоряжению начальника Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, которое, по мнению представителя ответчика, носит рекомендательный характер, но и требованиям постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственному нормативному акту, регулирующему порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.
Как следует из уведомления заместителя начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ЦРУЖО) от 21 июля 2014 г. и справки директора филиала "Самарский" ОАО "Славянка" от той же даты служебное жилое помещение по прежнему месту военной службы ФИО1 в Самарской области сдано в связи с обеспечением его жильем по договору социального найма. При этом оригинал справки сдан в 1 отдел ЦРУЖО.
Поскольку эти документы сомнений в своей достоверности не вызывают, необходимость представления оригинала справки о сдаче служебного жилья, а также получения дополнительной информации по этому вопросу отсутствует.
Судом установлено, что на основании этих документов ФИО1 признан нуждающимся в служебном жилом помещении Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) с 12 сентября 2014 г., однако, вопреки требованиям п. 5 Инструкции, уведомления об этом не получал.
Кроме того, согласно исследованным судом доказательствам супруга административного истца только в апреле 2015 года прибыла к новому месту военной службы в войсковую часть N, дислоцированную в г. Москве, а его дочь с 9 апреля 2015 г. обучается в Государственном образовательном учреждении города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного языка N имени ФИО6", расположенном в "адрес" этого же города.
Следовательно, все вышеизложенные обстоятельства с достоверностью подтверждают сдачу ФИО1 служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы, а также факт прибытия членов семьи административного истца к новому месту его военной службы.
Таким образом, решение суда об отмене оспариваемого решения начальника 1 отдела от 21 ноября 2016 г. об исключении административного истца и членов его семьи из списка нуждающихся в служебном жилье основано на правильно установленных судом обстоятельствах дела и соответствует закону.
Вместе с тем вывод суда о необходимости восстановления ФИО1 и членов его семьи в списке нуждающихся в служебном жилье с 12 сентября 2014 г. не только не вызывался необходимостью, поскольку отмена решения об исключении из этого списка сама по себе означала такое восстановление, но и не соответствует обстоятельствам дела в части указанной даты в отношении супруги и дочери административного истца.
Как установлено судом, члены семьи ФИО1 зарегистрированы по месту пребывания в г. Москве с 9 апреля 2015 г., и с этой же даты дочь истца зачислена в учебное заведение, а его супруга была переведена к новому месту военной службы в воинскую часть, дислоцированную в г. Москве, куда прибыла 8 апреля того же года.
Следовательно, члены семьи административного истца не могли быть включены в список нуждающихся в служебном жилье ранее указанных дат.
В связи с изложенным не соответствующим обстоятельствам дела является и решение суда первой инстанции в части возложения на должностное лицо обязанности по выдаче ФИО1 уведомления о включении в список на предоставление служебных жилых помещений с составом семьи 3 человека с 12 сентября 2014 г.
Поскольку несоответствие приведенных выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебное решение по настоящему делу в указанной части подлежит отмене.
В то же время, поскольку обязанность уведомить военнослужащего о включении в список на предоставление служебных жилых помещений непосредственно вытекает из требований п. 5 Инструкции, а в настоящее время органом, полномочным принимать такие решения, является 1 отдел, обязанность по выдаче административному истцу соответствующего уведомления должна быть возложена на начальника этого жилищного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 3 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 в части возложения на начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанностей по восстановлению ФИО1 и членов его семьи в списке на предоставление служебных жилых помещений, выдаче ФИО1 уведомления о включении в этот список с составом семьи 3 человека с 12 сентября 2014 г., в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела отменить.
Принять в этой части новое решение.
Обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО1 уведомление о включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.