Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. по делу N 33а-458/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО8
при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года, которым старшему сержанту ФИО1 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании действий заместителя ФИО2 "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление), связанных с расчётом субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и состоящий на жилищном учёте (состав семьи 4 человека), проходит военную службу в учебной авиационной базе (2 разряда, "адрес").
Согласно уведомлению заместителя начальника управления от 17 ноября 2016 года N, направленному в адрес административного истца, последнему уменьшен норматив общей площади жилого помещения в целях расчёта жилищной субсидии на 18,08 кв.м. (72-18,08= 53,92 кв.м.), которая выплачена в последующем в размере 5517202 рубля 24 копейки. Основанием к этому явилось регистрация и проживание ФИО1 и членов его семьи в качестве членов семьи собственника в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью 22,6 кв. м., принадлежащем на праве собственности отцу супруги административного истца.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 в судебном порядке оспорил вышеупомянутые действия заместителя начальника управления и просил обязать последнего повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии в полном объеме.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
В обоснование этого указывает, что жилой площади на праве собственности и по договору социального найма он не имеет, отец супруги не является членом его семьи, совместно не проживает, а потому жилое помещение, находящееся у того в собственности не должно учитываться при расчёте жилищной субсидии.
Отмечает, что с 2016 года он и члены его семьи проживают в жилом доме отца супруги на основании договора найма за плату, членами семьи собственника не признавались, а суд, сделав вывод о том, что он является членом семьи собственника, произвёл расчёт жилищной субсидии исходя из состава семьи 4 человека, без учёта пятого члена семьи - отца его супруги.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд, сославшись на абз. 2 п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), указал, что истец и члены его семьи, вселённые в жилой дом в качестве членов семьи собственника, обладают правом пользования и на них, с учётом отца супруги, приходится 18,08 кв. метров его общей площади (22,6/5*4).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит такой вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство РФ, которое во исполнение этих предписаний вышеприведённым постановлением утвердило Правила.
Согласно п. 2 - 4 Правил расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по соответствующей формуле. На семью из 3 и более человек норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
По делу установлено, что административный истец и члены его семьи с 2009 года состоят на регистрационном учёте и проживают в качестве членов семьи собственника в жилом доме отца супруги ФИО1, который тот приобрел по договору купли-продажи в 2003 году и в котором они обеспечены общей площадью менее установленной нормы (ст. 3 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма").
Действительно, доказательств тому, что административный истец и члены его семьи были вселены в указанный дом не в качестве членов семьи собственника, а на иных условиях, установленных соглашением между ними, материалы дела не содержат, следовательно, в жилой дом они были вселены с согласия собственника в качестве членов его семьи.
Из имеющихся в деле копий домовой книги и заявлений собственника следует, что ФИО1 и члены его семьи постоянно зарегистрированы по месту жительства без установления срока такой регистрации. Не усматривается из этих документов и то, что отец супруги ФИО1 вселил истца с членами семьи в жилой дом на ином, нежели проживание в качестве членов семьи собственника, основании, а поэтому представленный административным истцом договор аренды этого жилого помещения от 19 марта 2016 года и соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия отвергает.
Однако изложенное не является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу.
Приведённая выше норма Правил содержит исчерпывающей перечень случаев, при которых допускается уменьшение норматива общей площади жилого помещения, установленного ими, при реализации военнослужащим права на жильё в форме получения жилищной субсидии.
ФИО1 и члены его семьи, вопреки позиции суда, собственниками жилого дома не являются, по договору социального найма его не занимают, действий и гражданско-правовых сделок, в результате которых уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение, не совершали.
При этом отец супруги административного истца жилой дом из государственного жилищного фонда не получал, а напротив, приобрел его в личную собственность по гражданско-правовой сделке в период, когда его дочь состояла в браке с ФИО1.
Таким образом, у административного ответчика не имелось оснований для уменьшения норматива общей площади жилого помещения в целях расчёта ФИО1 жилищной субсидии на 18,08 кв. метров, а потому его административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая положения Закона, такое уменьшение может иметь место в том случае, когда военнослужащий поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счёт государства, при обеспеченности жильем из государственного жилищного фонда и без его сдачи, в связи с чем расчёт норматива общей площади в целях расчёта жилищной субсидии без учёта доли жилого помещения, ранее полученного за счёт государства, привело бы к сверхнормативному обеспечению его жильем.
По данному делу таких обстоятельств не усматривается.
В связи с этим вывод суда об отсутствии нарушений прав административного истца со стороны жилищного органа основан на неправильном применении норм материального права, а поэтому решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение, которым его административный иск удовлетворить.
Обязать ФИО2 Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно произвести расчёт субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения причитающейся ФИО1 в целях её доплаты, с учётом ранее выплаченных административному истцу денежных средств.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.