Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 апреля 2017 г. по делу N 33а-460/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела, связанных с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, 10 октября 2016 г. в 1 отдел поступило датированное 6 октября того же года заявление ФИО1, включенного в 2015 году в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве, в котором он просил выдать ему уведомление о признании нуждающимся в служебном жилом помещении. Кроме того, в связи с рождением у ФИО1 21 октября 2016 г. сына он обратился в указанный жилищный орган с заявлением от 31 октября 2016 г. о внесении изменений в его учётное дело.
Решением начальника 1 отдела от 21 ноября 2016 г. N ФИО1, с составом семьи 3 человека исключен из указанного списка, поскольку факт прибытия его супруги и дочери к новому месту службы совместно с военнослужащим не подтвержден, а также не представлен оригинал справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы. В связи с этим решением ФИО1 отказано во внесении изменений в его учетное дело.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать указанное должностное лицо отменить оспариваемое решение, выдать уведомление о включении его и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений (далее - список нуждающихся в служебном жилье), восстановить сведения об этом в ответах на ежемесячные запросы финансово-экономического органа, включить в указанный список его сына, а также установленным порядком предложить представить недостающие документы без исключения из указанного списка.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав начальника 1 отдела отменить оспоренное решение, восстановить ФИО1, его жену и дочь в списке нуждающихся в служебном жилье со 2 сентября 2015 г., выдать уведомление об этом, повторно рассмотреть вопрос о включении в список его сына, и взыскал в пользу истца с 1 отдела судебные расходы в размере 300 руб., а в остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника 1 отдела, выражая несогласие с судебным решением в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, приводя содержание ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждает, что ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие факт прибытия членов семьи военнослужащего к новому месту его военной службы, а также оригинал справки о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы.
При этом представленные ФИО1 свидетельства о регистрации членов его семьи по месту пребывания в г. Москве с 3 и 8 сентября 2015 г. не были предметом рассмотрения при принятии оспариваемого решения, в связи с чем члены семьи истца могли быть включены в список нуждающихся в служебном жилье только после направления в уполномоченный орган соответствующих заявления и комплекта подтверждающих документов.
Полагает, что вывод суда о возможности 1 отдела самостоятельно запросить необходимые для принятия решения документы не соответствует положениям ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, возлагающим обязанность по представлению документов на граждан.
По мнению автора апелляционной жалобы, примененное судом распоряжение начальника Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве от 4 февраля 2010 г. N носит рекомендательный характер, в связи с чем суду надлежало руководствоваться п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусматривающих регистрацию военнослужащих по месту дислокации воинских частей.
Считает, что решение суда о возложении на 1 отдел обязанности по включению истца в список нуждающихся в служебном жилье и выдаче уведомления об этом противоречит требованиям ст. 10 Конституции Российской Федерации, запрещающим суду подменять собой другие органы государственной власти, и фактическим обстоятельствам дела, так как этот жилищный орган решения о таком включении не принимал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Действительно, в силу п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу этой нормы документы, представляемые в жилищный орган должны подтверждать факт прибытия военнослужащих и членов их семей к новому месту военной службы. При этом такой факт может подтверждаться, как отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, так и другими оформленными в установленном порядке документами, свидетельствующими о законном нахождении указанных лиц по конкретному адресу, в том числе по адресу воинской части, дислоцированной в населенном пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу, либо в близлежащем к нему населенном пункте.
В противном случае члены семьи военнослужащего, не имеющие паспортов, не подлежали бы жилищному учету ввиду отсутствия такого документа с данными о регистрации по месту жительства.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), на которые ссылается в жалобе представитель административного ответчика, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, в том числе жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу п. 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п. 55 - 56 и 59 - 60 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 г. N 288, гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной этим регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3 - приложение N 9 к Административному регламенту) подписывается начальником органа регистрационного учета, передаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам.
Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2015 г. зачислен в очную целевую адъюнктуру и назначен на должность адъюнкта Академии.
Следовательно, местом службы административного истца является Академия, дислоцированная в "адрес" по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что ФИО1 и его дочь зарегистрированы по месту пребывания по указанному адресу с 3 сентября 2015 г., а его жена - с 8 сентября 2015 г., его сын - с 3 ноября 2016 г., и все по 31 августа 2018 г.
Из изложенного следует, что регистрация ФИО1 и всех членов его семьи по месту пребывания была произведена компетентными органами в установленном порядке.
Согласно вышеприведенным нормативным положениям, такая регистрация военнослужащего и членов его семьи соответствует не только распоряжению начальника Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, которое, по мнению представителя ответчика, носит рекомендательный характер, но и требованиям постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственному нормативному акту, регулирующему порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.
Как следует из справки ВрИО начальника отделения (территориальное, г. Псков) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 августа 2015 г. и справки командира войсковой части N от 12 апреля 2016 г. ФИО1 в список нуждающихся служебном жилье не включался, жилым помещением специализированного жилищного фонда по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от 16 мая 2005 г. усматривается, что у административного истца в собственности имеется "адрес", расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 32,6 кв. м.
Поскольку эти документы сомнений в своей достоверности не вызывают, необходимость представления оригинала справки о сдаче служебного жилья, а также получения дополнительной информации по этому вопросу отсутствует.
Следовательно, все вышеизложенные обстоятельства с достоверностью подтверждают, что ФИО1 служебным жилым помещением по прежнему месту военной службы не обеспечивался, а также факт прибытия членов семьи административного истца к новому месту его военной службы.
Таким образом, решение суда о возложении на начальника 1 отдела обязанностей по отмене оспариваемого решения от 21 ноября 2016 г. об исключении административного истца и членов его семьи из списка на предоставление служебных жилых помещений, уведомлении о включении этих лиц в указанный список и повторном рассмотрении вопроса о включении в него сына ФИО1, основано на правильно установленных судом обстоятельствах дела и соответствует закону.
При этом восстановление ФИО1, его супруги и дочери в списке на предоставление служебного жилья со 2 сентября 2015 г. является лишь подтверждением законности включения их в этот список и не порождает для них новых правовых последствий, а для жилищного органа новых обязанностей.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 января 2017 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.