судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Крючковой Н.П., Окуневой Л.А.,
при секретаре Сюсюкиной Л.В.,
с участием прокурора Карамышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Пензы и Управлению ЖКХ г.Пензы о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации деятельности по использованию городских лесов, и обязании принять меры по обеспечению надлежащего использования земель муниципального образования "город Пенза" занятых городскими лесами, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г.Пензы и Управления ЖКХ г.Пензы, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности по использованию городских лесов.
Обязать администрацию г.Пензы и Управление ЖКХ г.Пензы в срок до 30 сентября 2018 года принять меры по обеспечению надлежащего использования земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами, направленные на организацию деятельности по:
приведению их лесоустройства;
инициированию предложения по определению количества лесопарков на указанных землях, установлению их границ;
разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов;
постановке на государственный кадастровый учет земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения представителя административного ответчика - администрации г. Пензы - А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административных исковых требований прокурора, объяснения представителя прокуратуры Ленинского района г. Пензы - Карамышевой А.Р., просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Пензы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Пензы, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы была проведена проверка исполнения законодательства по использованию, охране и защите лесов, земельного законодательства при содержании территории городских лесов г.Пензы. По результатам проверки было установлено, что постановлением главы администрации Пензенской области от 02 марта 1998 года N 187 "О передаче городских лесов в ведение администрации г. Пензы" городские леса были переданы в ведение администрации г. Пензы. В соответствии с постановлением главы администрации г. Пензы от 15 марта 2005 года N 345 "О принятии в ведение муниципального образования г. Пензы городских лесов, расположенных в пределах городской черты" городские леса были переданы в ведение муниципального образования "город Пенза". В соответствии с действующим законодательством администрация г. Пензы наделена полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, по проведению лесоустройства и разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов. Однако до настоящего времени земельные участки, занятые городскими лесами на государственный кадастровый учет не поставлены, их лесоустройство не проведено, лесничества, лесопарки не созданы, их лесохозяйственные регламенты не разработаны. Надлежащим образом оформленные материалы в Рослесхоз об установлении лесничеств, лесопарков и их границ в отношении городских лесов администрацией г. Пензы не направлялись. Отсутствие лесоустройства, постановки на кадастровый учет участков городских лесов несет в себе риски неправомерного использования земель городских лесов для различных видов застройки. Отсутствие границ лесных участков, их кадастрового учета, лесоустройства, не позволяет обеспечить надлежащее использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов и может привести к их деградации, распоряжению и использованию, не соответствующим их статусу, уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки, застройки, чем нарушаются интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц.
По указанным основаниям, прокурор Ленинского района г. Пензы просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Пензы по надлежащему исполнению требований лесного законодательства; обязать администрацию г. Пензы в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по лесоустройству, постановке на кадастровый учет всех лесных участков в границах городского округа "город Пенза" и разработке лесохозяйственного регламента образованных лесничеств и лесопарков.
В процессе рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ЖКХ г. Пензы. Кроме того, прокурор уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Пензы и Управления ЖКХ г.Пензы, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности по использованию городских лесов; обязать администрацию г. Пензы, Управление ЖКХ г. Пензы принять в срок до 30 сентября 2018 года меры по обеспечению надлежащего использования земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами, направленные на организацию деятельности по приведению их лесоустройства, инициированию предложения по определению количества лесопарков на указанных землях, установлению их границ, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, постановке на государственный кадастровый учет земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация г. Пензы просила отменить данное решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на ненадлежащее исследование и оценку судом доводов администрации об отсутствии у нее спорных обязанностей и полномочий по проведению лесоустроительных мероприятий, пропуск прокурором установленного законом срока на обращение в суд с административным иском, а также отсутствие аудиозаписи протокола судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из обстоятельств дела, и было установлено судом, Постановлением главы администрации Пензенской области от 2 марта 1998 года N 187 "О передаче городских лесов в ведение администрации г. Пензы" городские леса были переданы в ведение администрации г. Пензы.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Пензы от 15 марта 2005 года N 345 "О принятии в ведение муниципального образования г. Пензы городских лесов, расположенных в пределах городской черты" городские леса были переданы в ведение муниципального образования "город Пенза".
Согласно данных государственного лесного реестра Пензенской области - форма 1.1 ГРЛ "состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса" на территории г. Пензы расположены городские леса площадью 9738 га.
На территории г. Пензы согласно генеральному плану города, утвержденному решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года N 916-44/4, предлагается на основе существующих массивов городских лесов организация пяти лесопарков: лесопарк "Арбеково-Веселовский" (Центральный планировочный район), лесопарк "Боры" (Северо-Восточный планировочный район), лесопарк "Семейный" (Юго-Восточный планировочный район), лесопарк "Ахунский" (Юго-Восточный планировочный район), лесопарк "Подлесный" (Северо-Восточный планировочный район).
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Пензы, было установлено, что земельные участки, занятые городскими лесами на государственный кадастровый учет не постановлены, их лесоустройство не проведено, лесничества, лесопарки не созданы, лесохозяйственные регламенты не разработаны. Надлежаще оформленные материалы в Рослесхоз об установлении лесничеств, лесопарков и их границ в отношении городских лесов администрацией г. Пензы не направлялись.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, исходил из того, что на администрацию г. Пензы и Управление ЖКХ г. Пензы, как исполнительные органы местного самоуправления, в соответствии с законом возложены обязанности по обеспечению надлежащего использования земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами, в том числе по проведению их лесоустройства; по инициированию предложения перед органами Рослесхоза по определению количества лесопарков на указанных землях, установлению их границ; по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, а также постановке на государственный кадастровый учет земель муниципального образования "город Пенза", занятых городскими лесами. Однако, данные мероприятия органами местного самоуправления в нарушение требований закона не осуществлены, что создает реальную угрозу сохранности и воспроизводству городских лесов, делает невозможным осуществление надлежащего контроля за количественным и качественным изменениями городских лесов, их рациональное использование, обеспечение мер пожарной безопасности, что может привести к их деградации, распоряжению и использованию, не соответствующим их статусу, уменьшению площади городских лесов, и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов населения муниципального образования на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и приведенным в решении нормам материального права, в частности, положениям ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. ст. 6, 19, 84, 87, 92, п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, п.п. 11, 25, 26, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 30, п. 1.53 ст. 33, п. 1.31а ст. 44, п. 2 ст. 45.1 Устава Города Пензы, которые верно истолкованы и применены судом.
Вопреки бремени доказывания, возложенному ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение вышеуказанных обязанностей, в том числе, обращение и направление необходимых сведений и материалов в органы Рослесхоза по вопросу установления количества и границ лесопарков (лесничеств) с соблюдением Порядка, установленного Приказом Рослесхоза от 14 мая 2007 года N212.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое бездействие, нарушает права неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, суд в соответствии со ст. ст. 39, 218, 227 КАС РФ правомерно удовлетворил административный иск прокурора, возложив на администрацию г. Пензы и Управление ЖКХ г. Пензы обязанности по осуществлению необходимых мероприятий.
С учетом тех обстоятельств, что полномочия прокурора носят публичный характер, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований лесного законодательства, носит длящийся характер и на момент возбуждения и рассмотрения административного дела не было устранено, суд пришел к правильному выводу о том, что прокурором Ленинского района г. Пензы не был пропущен 3-месячный срок обращения в суд с административными исковыми требованиями, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, направлены на их переоценку и не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие аудиозаписи судебного заседания, не может служить достаточным основанием для отмены судебного акта, поскольку в данном случае аудио-протоколирование судебного заседания, состоявшегося 12 декабря 2016 года, не было произведено по объективным причинам - в связи с технической неисправностью оборудования, что подтверждается соответствующим актом и письмом председателя Ленинского районного суда г. Пензы. При этом судебная коллегия учитывает, что имеющийся в материалах дела протокол судебного заседания от 12 декабря 2016 года на бумажном носителе в полном объеме отражает ход судебного процесса, его содержание каким-либо образом не опровергнуто и не поставлено под сомнение административными ответчиками, замечания на протокол судебного заседания в установленном порядке лицами, участвующими в деле, не подавались.
В соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Пензы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.