Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Пестовой Н.В., Хуснутдиновой И.И.
при секретаре Арабаджи М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 ноября 2016 года по иску Янова В. А. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" о взыскании компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя УФСИН России по Хабаровскому краю Титовой Е.К., судебная коллегия
установила:
Янов В.А. обратился с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю о взыскании единовременного пособия при увольнении, компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указал, что приказом N от 15 августа 2016 года он уволен со службы с 15 августа 2016 года с должности "данные изъяты" ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Хабаровскому краю по подпункту "б" пункта 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, в связи с достижением предельного возраста. По состоянию на 15 августа 2016 года выслуга его лет составляет в календарном исчислении 24 года 01 месяц 23 дня. В день увольнения ему не выплачено единовременное пособие при увольнении в размере 133 000 рублей. Просит взыскать единовременное пособие при увольнении в размере 133 000 рублей, компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 2 327 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 3 500 рублей, всего 143 827 рублей 50 копеек.
В ходе рассмотрения дела Янов В.А. уточнил исковые требования, просил взыскать в его пользу денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты единовременного пособия при увольнении за период с 15 августа 2016 года по 19 октября 2016 года в размере 3 834 рублей 83 копеек, так как в ходе рассмотрения дела ответчиком ему были выплачены денежные средства в размере 133 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 3 500 рублей.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 ноября 2016 года исковые требования Янова В.А. удовлетворены.
Постановлено взыскать с ФКУ ИКN5 УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Янова В.А. компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 3 788 рублей 28 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, расходы на подготовку искового заявления в размере 3 500 рублей, а всего 9 288 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИКN 5 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что истец не подтвердил факт причинения ему нравственных и физических страданий действиями работодателя, в связи с чем, не подлежит взысканию компенсация морального вреда. Считает, что взыскание морального вреда судом произведено в отсутствие вины ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Хабаровскому краю. Нарушение сроков выплаты единовременного пособия при увольнении истцу обусловлено отсутствием финансирования по данному виду расходов, что подтверждается отчетами о состоянии лицевого счета получателя. ФКУ ИК N 5 УФСИН России по Хабаровскому краю неоднократно обращалось с заявлениями в УФСИН России по Хабаровскому краю о потребности денежных средств для единовременных выплат при увольнении сотрудников, что подтверждается приложениями к обращению ФКУ N 5 России по Хабаровскому краю от 09 июня 2016 года N, от 12 сентября 2016 года N. Однако лимиты бюджетных обязательств на выплату единовременных пособий при увольнении доведены лишь 14 октября 2016 года. По мере поступления денежных средств расчет с Яновым В.А. был произведен в полном объеме. В связи с этим считает, что размер компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей не соответствует требованиям разумности и справедливости. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель жалобы указывает на неверное исчисление судом компенсации за задержку выплаты, причитающейся истцу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Янов В.А. приказом начальника ФКУ ИКN5 УФСИН России по Хабаровскому краю N от 15 августа 2016 года уволен со службы с должности "данные изъяты" ФКУ ИК N5 УФСИН России по Хабаровскому краю по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, в связи с достижением предельного возраста.
Из материалов дела следует, что в суде первой инстанции в ходе рассмотрения дела ответчиком добровольно удовлетворены исковые требования Янова В.А. в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 133 000 рублей, что подтверждается реестром N от 17 октября 2016 года о зачислении денежных средств на счет Янова В.А.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 30.06.2006 N 90-ФЗ от 23 апреля 2012 года N 35-ФЗ) при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. N 272-ФЗ статья 236 Трудового кодекса изложена в новой редакции, которой определено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Поскольку в установленный срок причитающиеся при увольнении истцу денежные средства не были выплачены, суд пришел к верному выводу о необходимости взыскания в пользу истца процентов за нарушение срока выплаты в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при расчете компенсации за задержку выплат суд допустил ошибку, заключающуюся в неверном определении количества дней задержки выплаты. За период с 16 августа 2016 года по 18 сентября 2016 года (34 дня) компенсация составляет 1582 рубля 70 копеек (133000 х 10,5% : 300 х 34), за период с 19 сентября 2016 года по 02 октября 2016 года (14 дней) компенсация составляет 620 рублей 66 копеек (133000 х 10% : 300 х 14), за период с 03 октября 2016 года по 17 октября 2016 года (15 дней) компенсация составляет 1330 рублей (133000 х 10% : 150 х 15). Сумма компенсации за задержку выплат составляет 3533 рубля 36 копеек.
В связи с изложенным решение суда в части взыскания компенсации за задержку выплат подлежит изменению.
Довод апелляционной жалобы о том, что не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцом не подтвержден факт причинения ему нравственных и физических страданий действиями работодателя, а также о том, что нарушение сроков выплаты единовременного пособия при увольнении истцу обусловлено отсутствием финансирования по данному виду расходов, что подтверждается отчетами о состоянии лицевого счета получателя, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ положения части 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ направлены на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору (Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 года N 538-О-О).
В случае нарушения работодателем прав работника причинение ему нравственных страданий презюмируется, то есть не требует доказывания.
Поскольку в ходе рассмотрения дела по существу нашел свое подтверждение факт нарушения права истца, связанного с задержкой выплаты единовременного пособия при увольнении, суд, учитывая характер нравственных и физических страданий истца, обстоятельства дела, при которых они были причинены, удовлетворение ответчиком требований истца в добровольном порядке, обоснованно взыскал компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, который является разумным, справедливым и соразмерным допущенным нарушениям, в связи с чем, оснований для его изменения не имеется.
Судебная коллегия полагает, что определенная судом первой инстанции сумма компенсации морального вреда обеспечивает баланс прав лиц, участвующих в деле, соответствует принципам разумности и справедливости и не является завышенной.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 ноября 2016 года по иску Янова В. А. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы наказаний по Хабаровскому краю" о взыскании компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда изменить в части взыскания компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 УФСИН России по Хабаровскому краю" в пользу Янова В. А. компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 3533 рублей 36 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В.Пестова
И.И.Хуснутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.