Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи И.И.Хуснутдиновой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, Г.И.Федоровой,
при секретаре В.Л.Арабаджи,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 12 декабря 2016 года, принятое по гражданскому делу по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре (в интересах неопределенного круга лиц) к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения прокурора отдела Хабаровской краевой прокуратуры Е.В.Максименко, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на -Амуре обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о понуждении к совершению действий. В обоснование своих требований сослался на то, что ответчик, предоставляющий на основании государственного контракта услуги по теплоснабжению и по поддержанию резервной мощности в установленном договором объеме, не подготовил котельные к отопительному сезону, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей. Такие действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц, являющихся потребителя услуг по поставке тепловой энергии. Истец просил возложить на ответчика обязанность провести ремонт оборудования, а именно: в котельной инв. N, расположенной на территории в/г 16 Амурского района Хабаровского края, и котельной инв. N, расположенной на территории в/г 14 мкр.Старт г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, - ремонт котлов, экономайзеров, насосного, тягодутьевого и теплообменного оборудования, трубопровода, электрооборудования, контрольно- измерительных приборов и автоматики, дымовой трубы и газохода. В котельной инв.N45, расположенной на территории в/г 14 мкр.Старт г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, - ремонт котлов, насосного, тягодутьевого оборудования, трубопровода, электрооборудования. В котельной инв. N, расположенной на территории в/г 11,12 п.Солнечный Хабаровского края, - ремонт котлов, насосного, тягодутьевого оборудования, трубопровода, электрооборудования, экономайзеров, насосного, тягодутьевого и теплообменного оборудования, трубопровода, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики. В котельной инв. N, расположенной на территории в/г 15 мкр.Старт г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, - ремонт котлов, насосного, тягодутьевого оборудования, трубопровода, электрооборудования, дымовой трубы и газохода. В котельной инв. N, расположенной на территории в/г Мариинское-1зак, с.Мариинское Хабаровского края, - ремонт котлов, насосного оборудования, трубопровода, электрооборудования. В котельной инв.N8, расположенной на территории в/г Аэродром "Дземги" г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, - ремонт котлов, насосного оборудования, трубопровода, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, дымовой трубы и газохода. В котельной инв. N, расположенной на территории в/г Картель-2зак, п.Болыная Картель Комсомольского района Хабаровского края, - ремонт котлов, экономайзеров, насосного и теплообменного оборудования, трубопровода, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, дымовой трубы и газохода.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 12.12.2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" просит решение суда отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность выводов суда.
В суде апелляционной инстанции прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре, представитель АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Судебная коллегия, признав причину неявки неуважительной, провела судебное заседание без их участия.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не выполняет требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики России от 24.03.2003 года N 115, возлагающие на него обязанность проводить обследование, ремонт, модернизацию и реконструкцию тепловых энергоустановок во время их эксплуатации.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (часть 1 статьи 195, часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Однако данным требованиям решение суда первой инстанции не отвечает.
В статье 8 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" указано, что должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 года N 1089-Р АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных, в том числе, с водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно- жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Между Министерством обороны России и АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" 21.09.2015 года заключен государственный контракт N 5-ТХ "На оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций", в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги теплоснабжения: поддерживать температуру теплоносителя в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиям; обеспечивать необходимый температурный режим на объектах потребления; обеспечивать бесперебойное пароснабжение в течение технологического процесса работу оборудования.
Во исполнение государственного контракта N 5-ТХ от 21.09.2015 года Министерство обороны России (в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России) заключило с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" договор N 1-ТХ от 23.10.2015 года о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование, и передало исполнителю 23.10.2015 года по акту приема-передачи объекты теплового хозяйства, в том числе указанные истцом в исковом заявление.
Как установлено статьей 20 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" источники тепловой энергии и тепловые сети должны соответствовать требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N115, определено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обследование, ремонт, модернизацию и реконструкцию.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N170, предусматривают (пункт 2.6.5), что подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования на различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами. Журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Положение о порядке исполнения Государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны России топливно-энергетическими ресурсами, утвержденное заместителем Министра обороны России 18.08.2014 года, предусматривает, что объектом учета при оказании услуг в рамках исполнения контрактов является военный городок. Приемка услуг подтверждается актом оказанных услуг, подписанный от имени государственного заказчика командиром войсковой части. Несоответствие предоставляемой услуги установленным стандартам подтверждается актом о нарушении. Исполнитель составляет План работы по техническому обслуживанию объектов имущественного комплекса на текущий месяц в соответствии с Перечнем и периодичностью работ по техническому обслуживанию, предусмотренному государственным контрактом. В случае невозможности обеспечения содержания объекта в состоянии, соответствующем требованиям контракта, путем проведения технического обслуживания и текущих ремонтов, исполнитель совместно с заказчиком производят осмотр и составляют дефектный акт, которые вместе с заявкой на проведение капитального ремонта (реконструкцию) окружному представителю государственного заказчика.
Исходя из положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (расходы на капитальные ремонт) несет собственник, если иное не установлено договором о передачи имущества в пользование. Из содержания договора о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование N 1-ТХ от 23.10.2015 года, заключенного между Министерством обороны России и АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" не следует, что капитальный ремонт имущества производиться за счет ссудополучателя.
Заявляя требования о возложении на АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обязанности произвести ремонтные работы котельных и имеющегося в них оборудования. прокурор сослался на то, что эти работы не были выполнены в период подготовки котельных к зимнему отопительному сезону, что повлечет за собой нарушение прав потребителей на получение надлежащего качества услуги по теплоснабжению. Иск прокурором предъявлен в октябре 2016 года, когда отопительный сезон в Хабаровском крае, на территории которого находятся подлежащие ремонту, по мнению прокурора, котельные, уже начался. Но никаких доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ) и безусловно свидетельствующих о том, что теплоснабжение военных городков не осуществляется, либо эта услуга предоставляется ненадлежащего качества, суду не представлено.
Акты осмотра котельных, представленные истцом в обоснование своих требований, по мнению судебной коллегии, не могут быть приняты в качестве доказательств, так как не отвечают требованиям допустимости. В них отсутствует дата их составления; имеется перечень работ, которые нужно выполнить в каждой котельной, но не указано, к каким видам эти работы относятся - текущий ремонт или капитальный ремонт.
Ответчиком в обоснование своих возражений против иска представлены письменные доказательства, свидетельствующие о том: что Министерство обороны России передало котельные (перечень которых содержится в исковом заявлении), капитальный ремонт которых никогда не проводился и они имели большой процент износа - от 60 до 100 процентов; что котельные были подготовлены к зимнему отопительному сезону 2016-2017 года и теплоснабжение военных городков в течение отопительного сезона осуществляюсь надлежащим образом; что составлены акта технического состояния каждой котельной, в которых определены виды и объемы работ, которые необходимо выполнить; утвержден Перечень теплогенерирующих объектов, требующих проведение капитального ремонта в 2017 году, который утвержден представителем государственного заказчика.
Установив такие обстоятельства, и исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия считает, что АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" надлежащим образом исполняет возложенные на неё государственным контрактом обязанности. Поскольку истцом, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлены доказательства, свидетельствующие об обратном, то оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Так как выводы суда, изложенные в решении, свидетельствуют о правильном применении норм материального права, но основаны на неверной оценки установленных по делу обстоятельств, то решение суда не может быть признано законным и обоснованным. По основаниям пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение подлежит отмене с принятием нового решение о отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, явились основанием к отмене судебного решения, поэтому жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
а п р е д е л и л а:
Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 12 декабря 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Военному прокурору гарнизона Комсомольск-на-Амуре в удовлетворении исковых требований, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о понуждении к совершению действий, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.И.Хуснутдинова
Члены коллегии: Г.И.Федорова
Е.А.Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.