Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Железовского С.И., Дорожко С.И.,
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 27 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения представителя Военной прокуратуры Хабаровского гарнизона - Берил Е.С., представителя Министерства обороны РФ - Горбачевой А.А., представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - Ли В.А., судебная коллегия
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании казарменно-жилищного фонда с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края, установлено, что инженерные системы и оборудование жилых домов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73) сильно изношены, в связи с чем, в подъездах отсутствует общедомовое освещение и тем самым влечет увеличению аварийных ситуаций. Жилищный фонд с. Хурба, находится в неудовлетворительно состоянии, требуется капитальный ремонт инженерных сетей, стен, отмосток, оконных проемов, дверных блоков, лестничных площадок, кровель, подвальных помещений. В результате чего, существенно нарушаются права, предусмотренные ст.ст.8, 11, 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жильцов указанных домов на благоприятные условия проживания. В связи с несвоевременным проведением ремонта указанных многоквартирных домов создаются предпосылки, для их разрушения и причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России, а также причинению вреда имуществу Минобороны России.
Просил суд обязать Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ организовать проведение капитального ремонта кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков жилых многоквартирных домов N1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 22, 23, 68, 72, 73, расположенных на ул. Добровольского с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
Определением судьи от 06.12.2016г. по данному гражданскому делу в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Главное управление жилищным фондом".
Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 27 декабря 2016 года исковые требования Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены, постановлено:
обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков жилых многоквартирных домов N 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. 12, 22, 23, 68. 72, 73, расположенных на ул. Добровольского с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, постановленным с нарушением норм права. Указывает, что Учреждение не уполномочено организовывать проведение текущего, либо капитального ремонта объектов недвижимости находящихся в федеральной собственности. Министерством обороны Российской Федерации утвержден "Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016 - 2017 годы, формирования плана текущего ремонта и заявочного плана капитального ремонта на 2017 год". Ремонт кровли, стен, ступенек, подвалов, полов, системы отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, оконных и дверных блоков является перечнем работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, который обязан организовать управляющая организация.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ООО "Главное управление жилищным фондом" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ, представитель ООО "Главное управление жилищным фондом" в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании казарменно-жилищного фонда с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 1, расположенного на ул. Добровольского с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 2, расположенного на вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 3, расположенного на вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 4, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 5, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 6, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 7, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 8, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, трещины бетонных плит цоколя, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 9, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 10, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: 100% износ кровли, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь разрушен, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 11, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 12, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 22, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: часть кровли уничтожена во время пожара, сгорело 3 лестничных марша, отсутствуют карнизы и водосточные трубы, целостность отмостки нарушена, обще домовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 23, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, прогнили крепления поручней лестничных клеток и ступеньки, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 68, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, 100% износ деревянных лестничных пролетов, в подъездах разрушены ступеньки и бетонные покрытия на полах, целостность отмостки нарушена, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети изношены, входные двери имеют также изношенный вид, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 72, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, общедомовые инженерные сети требуют замены, целостность отмостка нарушена, частично разрушен пол, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Согласно акту осмотра технического состояния жилого дома N 73, расположенного вышеназванной территории, выявлено следующее: кровля деформирована, состояние внутренних стен неудовлетворительное, цоколь и отмосток уничтожен пожаром, общедомовые инженерные сети требуют замены, в связи с чем, требуется капитальный ремонт вышеперечисленного.
Инженерные системы и оборудование указанных жилых домов сильно изношены, в связи с чем, в подъездах отсутствует общедомовое освещение и тем самым влечет к увеличению аварийных ситуаций.
Жилищный фонд с. Хурба, находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт инженерных сетей, стен, отмосток, оконных проемов, дверных блоков, лестничных площадок, кровель, подвальных помещений.
Судом первой инстанции установлено, что собственником вышеуказанного казарменного фонда Министерства обороны РФ в настоящее время является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Несмотря на указание в документах о необходимости проведения работ по техническому и капитальному ремонту в жилых многоквартирных домах NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 68, 72, 73 расположенных на ул. Добровольского в с.Хурба Комсомольского района Хабаровского края, данные работы до настоящего времени не проведены, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, а также причинению вреда имуществу Министерства обороны РФ.
Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 209, 210, 296, 310, 401 Гражданского кодекса РФ, ст. 36, 65, 66, 154 ЖК РФ, ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 г. "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов N 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. 12, 22, 23, 68. 72, 73, расположенных на ул. Добровольского с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края, поскольку необходимость проведения капитального ремонта в данных домах доказана и ответчиками данная обязанность не исполнена.
Доводы жалобы являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана верная юридическая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 27 декабря 2016 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о понуждении к совершению определенных действий оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи: С.И. Дорожко
С.И. Железовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.