Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей Н.В. Пестовой, И.В. Сенотрусовой
при секретаре М.С. Носаль
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовина А. И. к индивидуальному предпринимателю Павловой М. П. о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Вдовина А. И. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 22 сентября 2016 года
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, судебная коллегия
установила:
Вдовин А.И. обратился в суд с иском с ИП Павловой М.П. о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что 06.05.2014 г. ответчик отказала в предоставлении услуги по проезду в автобусе по маршруту N по единому социальному проездному билету, мотивируя тем, что автобус коммерческий и необходимо оплатить проезд. Поскольку он относится к гражданам пожилого возврата, имеет пенсионное удостоверение и единый социальный проездной билет, полагает, что нарушено его право на проезд в автобусе ответчика по единому социальному проездному билету. В мае 2016 г. администрация города Комсомольска-на-Амуре сообщила, что ответчик незаконно осуществляет перевозку пассажиров по маршруту N.
Просил суд признать незаконным действия ответчика по взиманию с него оплаты за проезд в автобусе 05.05.2014 г., взыскать компенсацию морального вреда.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 04.07.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 22 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Вдовину А.И. отказано.
В апелляционной жалобе Вдовин А.И., не соглашаясь с постановленным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 п. "ж" ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг.
Подпунктами 12, 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Федеральным законом N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрена обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета.
В силу положений ст.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст.31 названного кодекса).
Пунктом 2 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.
Из анализа указанных выше норм права следует, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N 122 утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края. Пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что единый социальный проездной билет дает право бесплатного проезда на транспорте общего пользования льготным категориям граждан при наличии удостоверения на льготы установленного образца.
Названным документом установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края, которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете.
Субъектами правоотношений по предоставлению социальной поддержки являются орган исполнительной власти субъекта, взявший на себя обязательство по предоставлению меры социальной поддержки по бесплатному проезду, и лицо, относящееся к льготной категории граждан.
Указанное выше Постановление действовало до 13 ноября 2015 г.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Данный Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (часть 2 ст. 1 Федерального закона).
В соответствии с требованиями п.1 ст.790 Гражданского кодекса РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п.2 ст. 790 ГК РФ).
Согласно п.5 вышеуказанной нормы в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Павлова М.П. имеет лицензию от 02.11.2011 г. на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом по территории РФ, которая действовала до 02.11.2016 г.
Вдовин А.И. является пенсионером по старости. В мае 2014 года по единому социальному проездному билету, истец имел право на проезд по нему в городском транспорте общего пользования.
Согласно сообщению Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 13.09.2016 г., договор на возмещение затрат по перевозке отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте с ИП Павловой М.П. не заключался.
Суд установил, что ИП Павлова М.П. отказала в перевозке Вдовина А.И. по единому социальному проездному билету, как пассажира в коммерческом автобусе, следовавшем по маршруту N в г. Комсомольске-на-Амуре.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения и руководствуясь положениями Федерального закона N 122 от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что порядок предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан определен в Постановлении Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года, который реализован Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре путем заключения договоров между муниципальными предприятиями и КГКУ "Центр социальной защиты населения по г. Комсомольску-на-Амуре".
Таким образом, возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету, на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.
Вместе с тем, возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету, законодательством не предусмотрено.
В силу ч.1 ст.9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав в том числе отнесены восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; компенсации морального вреда; самозащита права, прекращение или изменение правоотношения и иные предусмотренные законом способы.
В силу принципа диспозитивности гражданского процесса истцу принадлежит право выбора способа защиты нарушенного права, в этой связи право формулировать исковые требования предоставлено истцу.
Часть 3 ст.196 ГПК Российской Федерации, обязывая суд принять решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным взимания ответчиком платы за проезд 06.05.2014 г. является обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2016 года по делу по иску Вдовина А. И. к индивидуальному предпринимателю Павловой М. П. о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Вдовина А. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Н.В. Пестова
И.В. Сенотрусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.