Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО13,
судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД по РД Зейналовой К.Т. и апелляционному представлению прокурора Арнаутовой Л.В. на решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Мазаева А. М. удовлетворить.
Признать незаконным приказ МВД по РД от "дата" N л/с.
Восстановить Мазаева А. М. в должности заместителя начальника отделения МВД России по "адрес".
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу Мазаева А. М. средний заработок за время вынужденного прогула с "дата" по день восстановления в размере "." рублей.
Обратить решение суда в части восстановления на работе к немедленному исполнению".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя МВД по РД Зейналовой К.Т., просившей отменить решение, заключение прокурора Исмаиловой С.Г. об отмене решения суда, возражения представителя Мазаева А.М. - Вагабовой Р.К., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО14 A.M. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным приказ МВД по РД от "дата" N л/с, восстановлении в должности заместителя начальника ОМВД России по "адрес", а также взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование он сослался на то, что с 2002 года работает в системе органов внутренних дел. Приказом МВД по РД от "дата" назначен заместителем начальника ОМВД России по "адрес". Приказом МВД по РД от "дата" N л/с с ним расторгнут служебный контракт и он уволен со службы по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
Данный приказ и свое увольнение считает незаконным, фактов нарушения им служебной дисциплины установлено не было. При выполнении служебных обязанностей им строго соблюдались соответствующие правила служебной дисциплины, положения должностной инструкции и действующего законодательства, не было наложено ни одного дисциплинарного взыскания. За время несения службы в органах внутренних дел он был награжден медалями "За отличие в службе" 3-й степени, "За доблесть в службе", "За отличие в охране общественного порядка" в соответствии с Указом Президента РФ от "дата" N, нагрудными знаками "За верность долгу" и "Лучший сотрудник КМ".
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика Зейналова К.Т. просит отменить решение, как незаконное и необоснованное. ФИО14 A.M. в августе, сентябре 2016года длительное время отсутствовал на службе без уважительных причин. Он должен был знать, для освобождения от службы необходимо наличие листка нетрудоспособности, либо в установленном порядке оформленный отпуск. Сам факт обращения к врачу и сдача анализов не могут служить основанием для отсутствия на службе. Согласно заключению служебной проверки, которое истцом не обжаловалось и судом не было признано незаконным, установлено, что Мазаев М.А. совершил грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии на службе, поэтому у суда не имелось оснований для признания незаконным увольнения истца.
Истцом также не было заявлено требований о признании незаконным приказа МВД по Республике Дагестан от "дата" N л/с "О наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения".
В апелляционном представлении прокурор Арнаутова Л.В. также просила отменить решение, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 82 Федерального закона от "дата" N-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ-342) предусмотрены основания прекращения службы в органах внутренних дел.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 49 ФЗ-342, грубым нарушением служебной дисциплины является отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.
Приказом МВД по РД от "дата" N л/с с Мазаевым А.М. расторгнут служебный контракт и он уволен со службы по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
Удовлетворяя исковые требования Мазаева А.М. о восстановлении на работе, суд исходил из того, что листок нетрудоспособности не является единственным доказательством, подтверждающим заболевание работника. Непосредственный руководитель ФИО14 A.M. был поставлен в известность о его болезни, прохождении обследования и лечении в г. Махачкале.
Однако с такими выводами суда нельзя согласиться.
Из материалов дела усматривается, что "дата" в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Дагестан поступил рапорт начальника Отделения МВД России по "адрес" полковника полиции Ходжалова М.Б о нарушении служебной дисциплины заместителем начальника Отделения МВД России по "адрес" подполковником полиции A.M. Мазаевым А.М.
На основании этого была проведена служебная проверка, в ходе которой было установлено следующее.
С 8 по 12, с 15 по 19, с 22 по 26, с 29 по "дата" и "дата" ФИО14 A.M. отсутствовал на службе без уважительных причин и без предоставления оправдательных документов, о чем руководством Отделения МВД России по "адрес" составлены соответствующий рапорт и акты об отсутствии на рабочем месте.
Согласно требованиям распоряжения МВД по Республике Дагестан от 26.10.2013г. Nр, запрещен выезд сотрудников органов внутренних дел за пределы зоны ответственности, включая выходные и нерабочие праздничные дни, без рапорта, согласованного с непосредственным начальником.
В нарушение вышеуказанных распоряжений ФИО14 A.M. выехал за пределы обслуживаемой территории - "адрес" без соответствующего разрешения руководства.
Опрошенный начальник Отделения Ходжалов М.Б. пояснил, что ФИО14 A.M. отсутствовал на службе в вышеуказанные дни без уважительных причин и без представления оправдательных документов, ни в устной форме, ни письменно у него не отпрашивался.
При выяснении причины отсутствия последний сообщил, что находится на лечении в ФКУЗ "МСЧ России по Республике Дагестан".
Сам Мазаев А.М. пояснил, что 06.08.2016г., с устного разрешения начальника Отделения Ходжалова М.Б. на выходные дни выехал в г. Махачкалу по личным вопросам, а 8 августа заболел и не смог обратно поехать на службу. В этот день он вызвал врача из МСЧ, который назначил ему курс лечения. О том, что он заболел и не может выйти на службу он хотел сообщить начальнику по телефону, но не дозвонился до него. В период с "дата" по "дата" он находился на амбулаторном лечении с оформлением листка нетрудоспособности, а в период с "дата" по "дата" он находился на стационарном лечении с оформлением листка нетрудоспособности.
Между тем, эти доводы опровергаются материалами служебной проверки, рапортом и пояснениями Ходжалова М.Б. и другими имеющимися в деле доказательствами.
Из справки начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" от "дата" N следует, что Мазаеву А.М. в период с 08.08.2016г. по 31.08.2016г. листок временной нетрудоспособности не оформлялся, в период с 01.09.2016г. по 09.09.2016г. он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении, а с 13.09.2016г. по 18.09.2016г. - на амбулаторном лечении с оформлением листка нетрудоспособности.
Осмотром журнала регистрации вызовов на дом врачей ФКУЗ МСЧ за 2016 год было установлено, что в период с 05.08.2016г. по 12.09.2016г. ФИО14 A.M. врачей на дом не вызывал.
Из письма главного врача ГБУ РД "Южно-Сухокумская центральная городская больница" от 20.09.2016г. усматривается, что заместитель начальника Отделения МВД России по "адрес" в период с 08.08.2016г. по 31.08.2016г. и 12.09.2016г. за медицинской помощью в указанную больницу не обращался.
Между тем, основанием для освобождения от службы является наличие листка нетрудоспособности, либо в установленном порядке оформленный отпуск по личным обстоятельствам, предусмотренный пунктом 1 статьей 61 ФЗ-342.
Сам факт обращения к врачу и сдача анализов не могут служить основанием для отсутствия на службе.
Кроме того, судом было установлено, что не во все дни, вменяемые Мазаеву М.А. как прогулы, он сдавал анализы, посещал врача и проходил обследование.
Так, врач терапевт Мамаева Г.М. на вопрос о том, почему не был открыт больничный лист истцу, пояснила, что для этого должны быть острые показания.
Этим обстоятельствам судом надлежащая оценка не дана, между тем они свидетельствуют о том, что истцом допущено грубое нарушение служебной дисциплины и он уволен со службы на законном основании.
Суду следовало учесть, что согласно правовой позиции, которой придерживается Конституционный суд РФ и выраженной в Постановлении от "дата" N 7-П, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Приказом МВД России N от "дата" "Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ" утвержден порядок проведения служебных проверок, согласно п.47 которого сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.
Однако истцом заключение по результатам служебной проверки, утвержденное Министром внутренних дел РД 21.09.2016г., которым установлено, что Мазаев М.А. совершил грубое нарушение служебной дисциплины и по результатам которого было принято решение об увольнении истца, им не обжаловано и не признано незаконным.
Кроме того, истцом не обжалован и приказа МВД по Республике Дагестан от "дата" N л/с "О наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения".
Поэтому у суда не имелось оснований для признания незаконным увольнения истца со службы.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Мазаева А.М.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО14 A.M. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным приказа МВД по РД от 17.10.2016г. N л/с., восстановлении его в должности заместителя начальника ОМВД России по "адрес", взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.