Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Багаутдиновой Ш.М. и Магадовой А.В.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эфендиева Р.З. к МВД по РД о признании незаконным приказа от "дата"г. N N и признании за ним права на пенсию за выслугу лет по апелляционной жалобе истца Эфендиева Р.З. на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Эфендиева Р. З. к МВД по РД о признании приказа от "дата" N N незаконным и признании за ним права на пенсию за выслугу лет оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения Эфендиева Р.З., просившего решение суда отменить и исковые требования удовлетворить, возражения представителя МВД по РД по доверенности Омарова Ш.Х., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия,
Установила:
Эфендиев Р.З. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконным приказа от "дата"г. N и признании за ним права на пенсию за выслугу лет.
Истец в обоснование иска указал, что почти всю свою жизнь посвятил работе в системе органов внутренних дел РД. Приказом МВД по РД от "дата" N N в звании подполковника милиции, с должности начальника отдела внутренних дел по Ахтынскому району РД, он был уволен со службы.
Указанным приказом было установлено, что выслуга лет в календарном исчислении на день увольнения составила: 18 лет, 01 мес, 03 дня; для выплаты единовременного пособия: 15 лет, 03 мес, 03 дня; в льготном исчислении 20 лет, 04 месяца, 08 дней.
В связи с достижением пенсионного возраста он обратился с заявлением о назначении пенсии, приложив к нему архивную выписку из приказа МВД по РД от "дата" N N.
Однако, письмом УРЛС МВД по РД от "дата" N его уведомили об изменении расчета выслуги лет до 18 лет 00 месяцев 17 дней, в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 14 дней, в подтверждение чего направили в его адрес выписку из приказа МВД по РД от "дата" N N, а также расчет выслуги лет.
Действия ответчика, выразившиеся в издании приказа МВД по РД от "дата" N N, согласно которому, в отсутствие на то законных оснований, была уменьшена выслуга лет, не могут быть признаны правомерными. У ответчика отсутствовали основания для перерасчета выслуги лет, установленной приказом МВД по РД от "дата" N N
Более того, приказ от "дата" действовал более пяти лет, в установленном законом порядке в суде оспорен не был. Его содержание затрагивает права и охраняемые законом интересы гражданина, и он не мог быть отменен или изменен в одностороннем порядке, без его участия.
Таким образом, в результате издания оспариваемого приказа он лишился права на получение пенсии по выслуге лет, поскольку таковое предоставляется только тем лицам, чей стаж работы в системе органов внутренних дел составляет не менее 20 лет.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
Первоначально приказом министра внутренних дел по Республике Дагестан N N от "дата" он был уволен со службы из ОВД, при этом ему определили выслугу лет в календарном исчислении: 18 лет, 01 месяц, 03 дня, для выплаты единовременного пособия 15 лет, 03 месяца, 07 дней; в льготном исчислении 20 лет, 04 месяца, 08 дней.
Спустя пять лет, когда он обратился в МВД по РД о назначении ему пенсии по выслуге лет, приказом и.о. министра внутренних дел по РД за N N от "дата"г. ему снизили продолжительность выслуги лет и определили: в календарном исчислении - 18лет 0 месяцев, 17 дней; в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 14 дней.
Пенсия по выслуге лет предоставляется только тем лицам, чей стаж работы в системе ОВД составляет не менее 20 лет.
В результате издания данного не нормативного акта (приказа МВД по РД) он лишился права на получение пенсии по выслуге лет. У него есть семья, на иждивении трое "." детей.
Приговором Ахтынского районного суда РД от 25 апреля 2014 года в срок назначенного наказания зачтено только время его нахождения под стражей в период с 02 декабря 2009г. по 31 марта 2010 г., а остальное время в отношении него не было избрано никаких мер пресечения и только 08 апреля 2011 года следователем СУ СК РФ по РД в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Перечень мер пресечения установлен ст. 98 УПК РФ.
Данная норма предусматривает, в том числе подписку о невыезде подозреваемого и заключение его под стражу. Применение к работнику таких мер пресечения, очевидно, не предполагает возможности явки подозреваемого на работу. Следовательно, указанные причины отсутствия сотрудника на работе следует признать уважительными. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (постановление президиума Московского областного суда oт 13 октября 2004 г. N 631, решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 г. по делу N 2-588/12).
Однако рабочее место за работником во всех случаях сохраняется до тех пор, пока не расторгнут с ним трудовой договор.
Таким образом, если в отношении работника была избрана мера пресечения, исключающая возможность его явки на работу, период отсутствия работника по данной причине следует включать в стаж работы, следовательно, период нахождения его под следствием по уголовному делу также должны зачислить в выслугу лет.
Приказом МВД РД oт "дата" N N, когда он исполнял обязанности начальника Ахтынского РОВД, ему был определен коэффициент по выслуге лет в льготном исчислении в 1.5.
Следовательно, в период нахождения под следствием ему должны были начислить данный коэффициент в 1.5, а не коэффициент в 1.00 как указано в расчете, сделанном в УРЛС МВД по РД от "дата" N.
Кроме того, лицам, проходившим службу в органах внутренних дел в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря (с. Ахты расположен на высоте 1 100 метров над уровнем моря) Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N941 (п. "г") (в редакции от 30 июня 2016г.) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или но контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" выслуга лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях ? один месяц службы за полтора месяца.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 16 декабря 2016 года данное положение, т.е. п."г" Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N941 не учтен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В ст.1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст.2 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст.1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части третьей ст.18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым п.5 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Из материалов дела усматривается, что приказ об увольнении Эфендиева Р.З. издан 15 октября 2010 года.
Пунктом вторым приказа указана продолжительность стажа выслуги - в календарном исчислении - 18 лет,1 мес. и 3 дня, для выплаты единовременного пособия - 15 лет,3 мес. и 7 дней и в льготном исчислении - 20 лет, 4 месяца и 8 дней. Основанием издания приказа служат приказ МВД по РД от "дата" и решение аттестационной комиссии от "дата". Приказ за N N подписан Министром внутренних дел по Республике Дагестан (л.д.7).
В тоже время, приказом МВД по РД за подписью Врио министра от "дата" предусмотрено: слова "Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 1 месяц 3 дня; в льготном исчислении 20 лет 4 месяца 8 дней" заменить словами "Выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 0 месяцев 17 дней; в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 14 дней". Основанием указан: расчет выслуги лет Эфендиева Р.З. (л.д.9).
Представителю ответчика судом апелляционной инстанции было предложено представить суду расчет выслуги, определенный в 2010 и в 2016 годах для сравнения и выяснения причины, по которой продолжительность стажа оказалась ниже. Такой расчет суду не представлен, причина уменьшения стажа также суду не пояснили, сославшись на ошибку сотрудников при первом подсчете стажа.
Между тем, обоснованность издания второго приказа и неправильность первого приказа должен доказать ответчик, что в рамках рассматриваемого дела не сделано.
Конституционный Суд неоднократно указывал, что Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения (см.: Постановления от 3 мая 1995 года N4-П, от 15 января 1999 года N1-П, от 25 апреля 2001 года N6-П, от 20 апреля 2006 года N4-П и от 23 сентября 2014 года N24-П; Определения от 15 февраля 2005 года N17-О, от 1 марта 2010 года N323-О-О и др.).
Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии с принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как отмечал Конституционный Суд, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином как участником (субъектом) данного вида правоотношений возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии (см.: Определение от 19 мая 2009 года N 541-О-О и др.).
В целях назначения сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет стаж его службы (выслуга лет) исчисляется уполномоченными государством органами (кадровыми подразделениями и пенсионными органами по последнему месту службы).
Официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающего право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные частью первой статьи 13 оспариваемого Закона РФ.
Правовой механизм исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе критериев разумности и соразмерности (пропорциональности). Это, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения.
Бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин.
С учетом изложенного, и принимая во внимание недоказанность законности издания приказа от "дата", судебная коллегия находит возможным отмену решения суда первой инстанции и удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 16 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковое заявление Эфендиева Р.З. к МВД по РД, признать незаконным приказ Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от "дата"г. N N об изменении содержания приказа МВД по РД от "дата" N N и признать за ним права на пенсию за выслугу лет.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.