Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего ФИО11к., судей ФИО2 и ФИО12
при секретаре судебного заседания ФИО4
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД ФИО7 ( доверенность на л.д. 54) на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Административное исковое заявление ФИО6 в интересах ФИО9 к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД о признании незаконным приостановления в осуществлении кадастрового учета, отказе в снятии приостановления, обязании осуществления кадастрового учета земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД от "дата" за N о приостановлении осуществления кадастрового учета, и решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД от "дата" за N об отказе в снятии приостановления.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД совершить действия по проведению государственного кадастрового учета объекта недвижимости- земельного участка площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала с\т "Наука" участок N".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО2, объяснения представителя ФИО5 - ФИО6 ( доверенность от "дата"), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 в интересах ФИО9 обратилась в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД о признании незаконным приостановления в осуществлении кадастрового учета, обязании осуществления кадастрового учета земельного участка, ссылаясь на то, что ФИО9 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: РД, г. Махачкала с\т "Наука" 384, на основании свидетельства о праве на наследство по закону "адрес"1 от "дата".
"дата" она обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, что подтверждается заявлением о постановке на кадастровый учет недвижимости за N
05-0-1-15\3100\2016-11437.
"дата" получила решение о приостановлении осуществления кадастрового учета с указанием на то, что ей необходимо обратиться с заявлением о внесении в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - принадлежащем ей земельном участке. С данным решением она не согласна, так как оно противоречит ст.45 Закона о кадастре, так как ее право на земельный участок возникло после вступления в силу федерального закона о кадастре. Просит суд признать незаконной приостановление в осуществлении кадастрового учета за N
05X2016 D3-73522 от "дата", обязать филиал осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, с\т Наука 384.
Представитель административного истца ФИО6, в судебном заседании дополнила требования, просила признать незаконным решения об отказе в снятии приостановления от "дата", ссылаясь на то, что после приостановления кадастрового учета, она "дата" она обратилась с заявлением о снятии приостановления осуществления кадастрового учета, представила новый исправленный межевой план. Однако "дата" получила решение об отказе в снятии приостановления, в котором было указано, что ей необходимо обратиться с заявлением на внесение в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Однако статьи 45 Закона о кадастре не предусмотрено, что она должна обращаться с заявлением о ранее учтенном объекте недвижимости, так как ее право возникло на основании свидетельства о праве на наследство от 2015 г. после вступления в силу федерального закона о кадастре.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД" ФИО7 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности ФИО9 на земельный участок является законным, ранее ее право собственности на указанный земельный участок не было зарегистрировано и участок не был постановлен на кадастровый учет. Заявителем не был представлен акт отвода земельного участка в натуре, что требовалось Законом РД " О земле". Кроме того, заявитель подал заявление об осуществлении кадастрового учета земельного участка как вновь образованного.
Извещенный надлежащим образом представитель кадастровой палаты в суд не явился, о причинах своей неявки заблаговременно не сообщил, в соответствии с правилами ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено без его участия.
В возражениях на жалобу представитель ФИО6 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве на наследство по закону серии "адрес"1 от "дата", выданного нотариусом г. Махачкалы ФИО8, административный истец ФИО9 получила в собственность в порядке наследования земельный участок, расположенный в с/т "Наука", участок N, размером 500 кв.м. ( л.д. 9).
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком в с\т "Наука" N, площадью 500 кв.м., предоставленного для садоводства, принадлежало супругу ФИО9 ФИО10 на основании свидетельства о праве на пожизненное наследуемое владение на землю от "дата", выданного супругу горкомземом г. Махачкалы на основании выписки из протокола собрания С\Т "Наука" от "дата" ( л.д. 28), подлинник которого представлен на заседание судебной коллегии.
"дата" ФИО6 в интересах ФИО9 обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, представив межевой план, оптический компакт-диск.
Решением от 11 октября 2Q16 года за N филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД было приостановлено осуществление кадастрового учета со ссылкой на п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре, в связи с тем, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям закона, а именно: межевой план не подгружен в программный комплекс АИС ГКН, кроме того, необходимо представить свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей от "дата" на данный объект недвижимости и подать заявление по форме на внесение в государственный кадастр как ранее учтенный объект недвижимости, после чего сформировать межевой план на уточнение местоположения границ земельного участка ( л.д. 8).
Из материалов дела следует, что после устранения недостатков межевого плана представитель ФИО9 вновь обратилась в кадастровую палату, но решением от "дата" ей было отказано в снятии приостановления постановки земельного участка на кадастровый учет со ссылкой на то, что при рассмотрении заявления от 05.10.2016г., межевого плана от "дата" год, вновь представленного межевого плана от "дата" выявлено, что согласно п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре необходимые документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям закона, а именно: необходимо представить свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей от "дата" и подать заявление по форме на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Суд пришел к правильному выводу, что указанные отказы являются незаконными.
Так, на основании п.2 ст.1 Федерального закона от "дата" N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимости имуществе.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом признаются действия_уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ, осуществляются, если иное не установлено настоящим ФЗ, на
основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с
настоящим ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем
или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.2 ст. 16)
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от "дата" N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке
до дня вступления в
силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей,
признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами
недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее -
ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен,
но права на которые зарегистрированы и
не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в
порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч.З ст. 45 ФЗ " О государственном кадастре недвижимости", сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об
объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего ФЗ запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим ФЗ, в срок, установленный статьей 17 настоящего ФЗ для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов
обеспечивает включение документов и сведений о ранее
учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа), заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего ФЗ), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 ФЗ от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункте 2 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с
соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственно об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости(часть 7)
Судом правильно истолкована указанная норма права и сделан вывод, что эти нормы не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Помимо этого суд сослался на Приказ Минэкономразвития России от "дата" N, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости., в котором перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке, установлен
п.21 названного Порядка, согласно которому, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов: свидетельства о праве собственности,
праве
пожизненно наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования на
землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от "дата" N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением ФИО1 от. 17 сентября-4$94--г-г-М-4 "Об утверждений форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента РФот27.10.1993г.N1767"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; и иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Согласно положениям ст. 38 Закона о кадастре, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.12)
В силу ч. 1 ст.26 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Согласно п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Однако истица ФИО9 является наследником имущества наследодателя ФИО10, ее мужа, которому на праве постоянного владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного(постоянного)пользования землей, принадлежал земельный участок, площадью 500 кв.м, расположенный в г.Махачкала, с\т Наука, участок N, предоставленный для садоводства.
В деле имеется справка с/т "Наука", подтверждающая предоставление указанного земельного участка ФИО10 и место расположение этого участка под N, об отсутствии спора между садоводами о границах земельных участков, а также межевой план на земельный участок N, имеется свидетельство о праве на наследство на имя заявителя ФИО9, удостоверенное нотариусом, выданное на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения землей за N от 06.02.Т990 г. на имя мужа ФИО9
Несмотря на то, что свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей за N от "дата" было представлено заявителем в суд, однако данные о нем имелись в документах, представленных ФИО9 в кадастровый орган для постановки земельного участка на кадастровый учет., поэтому доводы ответчика о том, что заявитель не представила свидетельство о праве на наследство к заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет, не состоятельны.
С учетом изложенного оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, отказа в снятии приостановления кадастрового учета земельного участка, предусмотренных Законом о кадастре, не имелось.
Доводы представителя кадастровый палаты о том, что ранее земельный участок не был поставлен на кадастровый учет и заявлен был как вновь созданный земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку к заявлению о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет ФИО9 были представлены достаточные документы, позволяющие идентифицировать земельный участок, в порядке межведомственного взаимодействия выяснить недостающие данные о земельном участке и поставить его на кадастровый учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО11
Судьи ФИО2
ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.