Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" Гусейнова Г.М. (доверенность от 15.12.2016г.) на постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16 января 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16 января 2017 г. ФГПУ "Национальные рыбные ресурсы", фактически осуществляющие деятельность в г. Махачкале, ул. Портовое шоссе, д.5, ИНН 7702252795/1027700128488, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере "." руб. ( двадцать тысяч рублей) ( л.д. 110-114).
В жалобе представитель ФГУП "Нацрыбресурсы" Гусейнов Г.М. просит постановление судьи отменить, дело производством прекратить, ссылаясь на то, что ранее ФГУП "Нацрыбресурсы" постановлением Кировского районного суда г. Махачкалы от 13 января 2016 года по делу N5-1266/15 было привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, поэтому не может быть вновь привлечено к административной ответственности по этой же статье 9.2 КоАП РФ в соответствии с ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ. Судом не учтено, что освидетельствованием, проведенным ОАО "Союзморниипроект" от 22.10.2015 г., не было выявлено принципиальных нарушений требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, в связи с чем эксплуатация сооружения при установленном режиме эксплуатации признана безопасной, им выдано Свидетельство о годности портового гидротехнического сооружения к эксплуатации от 22.10.2015 г., подтверждающее безопасность эксплуатации сооружения на срок до 22.05.2020 г. при соблюдении режима эксплуатации, установленного Извещениями N 3 от 22.10.2015 г. Несоответствий эксплуатации гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта при освидетельствовании не обнаружено. При этом критерии планировании ремонтно-восстановительных работ и их необходимым предписанием Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта не определены, в связи с чем ФГУП "Нацрыбресурсы" при планировании ремонтно-восстановительных работ принимает такие критерии как обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечение продления срока службы гидротехнических сооружений и экономический эффект от проводимых ремонтно-восстановительных мероприятий. В целях исполнения пунктов 184, 186, 191, 194 Технического регламента ФГУП "Нацрыбресурсы" ежегодно проводит ремонтно-восстановительные работы в соответствии с утверждаемым планом-графиком. Также согласно паспортам гидротехнических сооружений, причальные набережные, принадлежащие ФГУП "Нацрыбресурсы", конструктивно не имеют дренажных и ливневых систем. В разделе паспортов "Оборудование", а также на чертежах паспортов система канализации и очистные сооружения отсутствуют. Эти документы подтверждают то, что система канализации и очистные сооружения изначально не были предусмотрены проектом строительства причальных набережных, поэтому требования Технического регламента, касающиеся канализационных и очистных сооружений, не могут быть применимы к гидротехническим сооружениям, введенным в действие в 1982 г., задолго до утверждения в 2010 г. Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.
В возражениях представитель Каспийского отдела ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО Магомедов М.М. ( доверенность N 20 от 09.01.2017 г.) просит постановление судьи от 16 января 2017 г. оставить без изменения, жалобу представителя Гусейнова Г.М. оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 9.2. КоАП РФ, нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным планом контрольной деятельности на 2016 г., в периоды 24.10.2016 г., 31.10.2016 г. и 21.11.2016 г. в отношении деятельности ФГУП "Нацрыбресурсы" в лице Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурсы" проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СКФО Керимханова А.А.от 14.09.2016 г. N 09-03/МН/490м, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, отраженные
в акте проверки от 21.11.2016г. N 09- ОЗ/МН/499.
Согласно акту проверки от 21 ноября 2016 г. установлено, что:
1) в нарушение пунктов 184 "г", 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на причальной набережной 1-очереди ремонтно-восстановительные мероприятия в необходимых объемах своевременно не проводятся, в связи с расчетным износом более 30 процентов не выполнены работы по капитальному ремонту или реконструкции (Примечание N1);
2) в нарушение пунктов 184 "г", 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N620, на причальной набережной 2-очереди ремонтно-восстановительные мероприятия в необходимых объемах своевременно не проводятся, в связи с расчетным износом более 30 процентов не выполнены работы по капитальному ремонту или реконструкции (Примечание N1);
3) в нарушение пунктов 184 "г", 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N620, на сооружение Южный мол ремонтно-восстановительные мероприятия в необходимых объемах своевременно не проводятся, в связи с расчетным износом более 30 процентов не выполнены работы по капитальному ремонту или реконструкции (Примечание N1);
4) в нарушение пунктов 186, 191 "а" Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на причальной набережной 1-очереди отбойные устройства имеют повреждения и не обеспечивают сохранности причалов и безопасной стоянки судов (Примечание N2);
5) в нарушение пунктов 186, 191 "а" Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на причальной набережной 2-очереди отбойные устройства имеют повреждения и не обеспечивают сохранности причалов и безопасной стоянки судов;
6) в нарушение пунктов 183, 184 "в", 186 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на причальной набережной 1-очереди не ведется технический надзор за состоянием предельно допустимого смешения и деформации сооружения за период его эксплуатации, т.е. не проводиться наблюдение за плановым и высотным положением сооружения по результатам построения опорной и наблюдательной геодезической сети (Примечание N3);
7) в нарушение пунктов 183, 184 "в", 186 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на причальной набережной 2-очереди не ведется технический надзор за состоянием предельно допустимого смешения и деформации сооружения за период его эксплуатации, т.е. не проводиться наблюдение за плановым и высотным положением сооружения по результатам построения опорной и наблюдательной геодезической сети (Примечание N3);
8) в нарушение пунктов 170, 174 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620, на объектах инфраструктуры морского транспорта отсутствуют система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, которые должны поддерживаться в исправном состоянии (л.д. 66).
Определением от 21 ноября 2016 г. старшим государственным инспектором Каспийского отдела государственного морского и речного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу в соответствии со ст. ст. 28.1-28.2, 28.7 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования ( л.д. 84).
Согласно протокола об административном правонарушении от 05 декабря 2016 г. в действиях юридического лица ФГУП " Национальные рыбные ресурсы" усматриваются нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных пунктами 183, 184 "в", 186, 191 "а", 170, 174, 231 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.2 КоАП РФ ( л.д. 89-99). Из указанного протокола следует, что представитель ФГПУ " Нацрыбресурсы" Гусейнов Г.М. принимал участие при составлении протокола, возражал и представил замечания от 21.11.16 г.
Согласно определению от 05.12.2016 г. указанный протокол об административном правонарушении передан на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г. Махачкалы ( л.д. 103).
Указанными доказательствами подтверждается, что порядок привлечения ФГУП "Нацрыбресурсы" к административной ответственности не нарушен.
Доводы представителя ФГУП " Нацрыбресурсы" Гусейнова Г.М. о том, что состава административного правонарушения не имеется, отраженные в акте проверки от 21 ноября 2016 г. нарушения не подтверждают объективную сторону этого правонарушения, ФГУП "Нацрыбресурсы" не виновно, т.к. производила восстановительный ремонт гидротехнических сооружений, принадлежащих им, не состоятельны.
Так, вина ФГУП "Нацрыбресурсы" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств:- протоколом N09-3 8/МН об административном правонарушении от 5 декабря 2016
года; -распоряжением о проведении плановой проверки от 14 сентября 2016 года N09-03/МН/490м; - определением о возбуждении дела об АП от 21 ноября 2016 года N09-03/МН; - Актом проверки N09-03/МН/499 от 21 ноября 2016 года и фото-таблицей к ней; -Актом N5 от 30 сентября 2016 года, о проверки технического состояния отбойных и швартовых устройств причалов морского порта Махачкала; -Актом освидетельствования гидротехнического сооружения от 22 октября 2015г.
Указанными доказательствами подтверждается, что ФГУП "Нацрыбресурсы" в нарушение пунктов 184 "г", 231,186, 191 "а",183, 184 "в", 186, 170, 174 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.08.2-10 г. N 620, эксплуатирует гидротехнические сооружения, указанные в акте от 21 ноября 2016 г., с нарушением требований к их безопасности.
Доводы представителя Гусейнова Г.М. о том, что освидетельствованием, проведенным ОАО " Союзморниипроект" от 22 октября 2015 г. не были выявлены принципиальные нарушения Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, что эксплуатация сооружения при установленном режиме эксплуатации признана безопасной, в связи с чем им выдано Свидетельство о готовности к эксплуатации портового гидротехнического сооружения на срок до 22.10.2020 г., не могут быть приняты во внимание.
Из актов освидетельствования гидротехнических сооружений - причальной набережной 1-очереди и причальной набережной 2-очереди, а также Южного мола ( л.д. 48-65) следует, что год постройки причальных набережных 1 и 2 очереди - 1982 год, капитального ремонта или реконструкции не производилось, паспорта на причалы и на Южный мол составленыФГУП"Союзморниипроект" лишь в 2015 г., журналы технического контроля за состоянием и режимом эксплуатации указанных сооружений отсутствуют, контрольно-инспекторское обследование причалов и южного мола проведено ОАО "Союзморниипроект" лишь в 2015 г., имеется частично проектная документация, исполнительская отсутствует, указано, что согласно имеющимся документам, ремонтные работы не производились, причалы эксплуатируются с дефектами, указанными в прилагаемых Извещениях от 22.10.2015 г. N 3. В Заключениях к актам указано, что причальные набережные 1 и 2 очереди признаны годными к эксплуатации при условии изменения режима эксплуатации, что подтверждается прилагаемым Свидетельством, выявленные дефекты по обоим причалам предлагается устранить руководствуясь Извещениями от 22.10.2015 г. N 3 ( л.д. 50,56), аналогичные указания имеются в отношении Южного мола ( л.д. 62).
Согласно приложенных к актам Заключениям о техническом состоянии портовых гидротехнических сооружений, расчетный физический износ причальной набережной 1 очереди составляет 30.8 % ( л.д. 51), причальной набережной 2 очереди - 30,2 % ( л.д. 57), южного мола - 37 %, согласно указанному выше Техническому регламенту, при физическом износе более 30 % следует производить не восстановительный, а капитальный ремонт.
Изложенным опровергаются доводы представителя Гусейнова Г.М. о том, что проведенным ОАО "Союзморниипроект" 22.10.2015г. обследованием не установлены нарушения требований Технического регламента к эксплуатации гидротехнических сооружений, что сооружения признаны пригодными к эксплуатации, поскольку эти сооружения признаны пригодными к эксплуатации при условии проведения ремонтных работ и устранении тех дефектов? которые установлены при обследовании 22.10.2015 г. Однако в ходе проверки от 21 ноября 2016 г. ( спустя более года после обследования ОАО "Союзморниипроект") дефекты и нарушения не были устранены, доказательств этому органу государственного надзора - Ространснадзору по РД не было представлено. Не представлены они и на заседание суда.
Доводы представителя Гусейнова Г.М. о том, что из-за неприязненных отношений Ространснадзор по РД проводит проверки гидротехнических сооружений ФГУП "Нацрыбресурсов" и представляет в качестве доказательств неточные фотоснимки отбойных устройств на причальных набережных (л.д.72-77), также не убедительны, поскольку Ространснадзор РД вправе проводить проверки (плановые и внеплановые) с уведомлением прокурора, а также самого проверяемого владельца гидротехнических сооружений ( п.4 постановления Правительства РФ от 27.10.2012 г. N 1108 " О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений"), представитель Гусейнов Г.М. не отрицал, что о предстоящей проверки они были уведомлены Управлением Ространснадзора по РД.
Доводы представителя Гусейнова Г.М. о том, что Южный мол не является гидротехническим сооружением, при эксплуатации которого не требуется соблюдения требований Технического регламента, не убедительны, поскольку согласно Акту освидетельствования от 22.10.2015 г., составленному ОАО "Союзморниипроект", Южный мол относиться к гидротехническому сооружению, находящемуся на балансе ФГУП "Нацрыбресурсы" ( л.д. 60), имеется свидетельство о праве собственности на Южный мол ( л.д. 11).
Из акта проверки от 21 ноября 2016 г., а также протокола об административном правонарушении от 05 декабря 2016 г. следует, что ФГУП " Нацрыбресурсы" в нарушение требований пунктов 183, 184,186, 226 Технического регламента, на причальных набережных 1 и 2 очереди не вели технический надзор за состоянием предельно допустимого смешения и деформации этих сооружений за период их эксплуатации, т.е. не проводили наблюдение за плановым и высотным положением сооружений по результатам построения опорной и наблюдательной геодезической сети (Примечание N3); а также в нарушение пунктов 170, 174 Технического регламента, на указанных объектах инфраструктуры морского транспорта отсутствуют система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, которые должны поддерживаться в исправном состоянии.
Доводы представителя Гусейнова Г.М. о том, что требования Технического регламента, утвержденного в 2010 г., не применяются к гидротехническим сооружениям морского порта, построенного в 1982 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку требования о безопасной эксплуатации сооружений (включая требования к очистным и канализационным стокам) предусмотрены не только Техническим регламентом, но и Водным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, ФЗ от 08.11.2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации", ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", которые подробно указаны в протоколе об административном правонарушении и заявлении о привлечении к административной ответственности. Представленные представителем Гусейновым Г.М. журналы технического осмотра ( визуального) гидросооружений не могут заменить сооружения геодезической сети, предусмотренные требованиями Технического регламента.
К жалобе представителя ФГУП " Нацрыбресурсы" приложен акт освидетельствования гидротехнического сооружения - причальной набережной 1 очереди, утвержденный первым заместителем гендиректора - главным инженером АО " Союзморниипроект" Семеновым Ю.Н. 26 января 2017 г., из которого следует, что с момента последнего освидетельствоания в октябре 2015 г. проделана по причальной пристани 1 очереди определенная работа ( заделаны сквозные отверстия в плите ростверке в Прикордонной зоне причала, восстановлена система отбойных устройств и т.д., причальная набережная признана годной к эксплуатации при условии изменения режима эксплуатации, что подтверждается Свидетельством, расчетный физический износ причальной пристани 1 очереди составляет 28,10 % ( л.д. 130-133). Прдеставитель Гусейнов Г.М. полагает, что указанное доказательство опровергает выводы, изложенные в акте от 21 ноября 2016 г. об имеющихся нарушениях правил эксплуатации гидротехнических сооружений. Однако с этими доводами согласиться нельзя, т.к. объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ составляют действия (бездействия) ФГУП "Нацрыбресурсы", выразившиеся в эксплуатации гидротехнических сооружений с нарушением технического регламента, на момент обнаружения правонарушения, т.е. на момент проведения надзорным органом проверки на период 24 октября 2016 г., 31.10.2016 г. и 21 ноября 2016 г ... представленный акт освидетельствования от 26.01.20127 г. составлен после обнаружения правонарушения, поэтому допустимым доказательством не может быть признан, поскольку доказательства должны быть относимыми именно к тем правоотношениям, которые рассматриваются судом.
Доводы представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" Гусейнова Г.М о том, что они не могут быть дважды привлечены к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, что постановлением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 13 января 2016 г. ФГУП "Нацрыбресурсы" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, не убедительны. Из постановления Кировского районного суда г. Махачкалы от 13 января 2016 г. следует, что ФГУП "Нацрыбресурсы" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, обнаруженного в результате плановой проверки, проведенной за период с 14 по 20 октября 2015 г. (л.д. 40-41). По настоящему делу ФГУП " Нацрыбресурсы" привлечено к ответственности по результатам проверки, проведенной с 24 октября 2016 г. по 21 ноября 2016 г., т.е. за другой временной промежуток ( л.д. 66), что не запрещено КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления судьи от 16.01.2017 г. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16 января 2017 г. оставить без изменения, жалобу представителя ФГУП "Нацрыбресурсы" Гусейнова Г.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.