Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Арбачаковой А.В., Александровой Л.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УСЗН по Немецкому национальному району на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 16 декабря 2016 года
по иску Эверт В. И. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения и возложении обязанности производить компенсацию расходов.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., судебная коллегия
установила:
Эверт В.И. обратилась в суд с иском к ответчику, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию. Признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности. Обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району производить ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГ как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГ она обратилась в УСЗН по Немецкому национальному району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением от ДД.ММ.ГГ отказе в назначении компенсации на том основании, что у нее отсутствует 10-летний стаж в муниципальном или краевом образовательном учреждении.
Оспаривая данное решение, указала, что ее педагогический стаж в сельской местности- на территории "адрес" национального района Алтайского края составляет более 25 лет, что подтверждено решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым ей была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи наличием педагогического стажа более 25 лет. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ она проходила обучение в Барнаульском педагогическом училище ***. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ осуществляла трудовую деятельность в должности воспитателя в детском саду СХА племзавод (колхоз) им. Ленина. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности воспитателя МДОУ детский сад "Сказка", до выхода на пенсию являлась получателем компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения как педагогический работник в сельской местности.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ заявленные истцом требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району *** от ДД.ММ.ГГ.
За Эверт В.И. признано право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
На УСЗН по Немецкому национальному району возложена обязанность производить Эверт В.И. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГ года.
В апелляционной жалобе УСЗН по Немецкому национальному району Алтайского края просит решение суда отменить, в связи с существенным нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным определением юридически значимых обстоятельств.
Так, суд пришел к выводу, что Эверт В.И., как вышедший на пенсию педагог, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, установленной п.8 ст.47 закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", при этом суд не принял во внимание, что данной нормой предусмотрено получение компенсации только работающим педагогам. На педагогических работников, вышедших на пенсию, такое право указанным Федеральным законом не распространено.
В связи с чем, вывод суда о наличии у вышедшего на пенсию педагога указанных социальных гарантий противоречит указанным нормам.
В соответствии с п.8 ст.47 указанного ФЗ полномочия по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры соцподдержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций делегированы субъектам РФ.
В Алтайском крае порядок и условии предоставления рассматриваемой компенсации регламентированы законом АК от 03.11.2005 N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер соцподдержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (ПГТ) Алтайского края, утвержденными постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99.
Эверт В.И. обратилась в УСЗН по Немецкому национальному району за получением мер соцподдержки как педагог-пенсионер в ДД.ММ.ГГ года, ранее ее право как педагога- пенсионера на получение таких мер не определялось. Таким образом, в настоящее время ее право может быть рассмотрено в соответствии с действующими нормами закона *** и Правил.
Указанными нормативными актами предусмотрено право вышедших на пенсию педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения при соблюдении следующих обязательных условий:
- занятие педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, федеральных гособразовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность АК, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию,
- наличие стажа в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет,
- получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
При вынесении решения судом не было принято во внимание, что данными нормами определен круг образовательных учреждений (краевые государственные и муниципальные), работа в которых дает право на получение мер социальной поддержки сельским педагогам.
Соответственно, при определении права на получение указанных мер в стаж работы могут быть включены исключительно периоды работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Эверт В.И. на момент выхода на пенсию имела общий педагогический стаж работы в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет. Вместе с тем, у истца отсутствует необходимый педагогический стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, федеральных гособразовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность АК, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с чем указанные меры соцподдержки ей не могут быть предоставлены.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о месте, дате и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия усматривает наличие предусмотренных п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оснований, влекущих отмену принятого судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Эверт В.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходила обучение в Барнаульском педагогическом училище ***, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала в должности воспитателя детского сада СХА племзавод (колхоз) им. Ленина, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ- в должности воспитателя МДОУ детский сад "Сказка", откуда была уволена по собственному желанию.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ за Эверт В.И. признано право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в связи наличием педагогического стажа в образовательных учреждениях в сельской местности более 25 лет, с момента обращения за ней ДД.ММ.ГГ.
На момент увольнения ( ДД.ММ.ГГ) Эверт В.И. предоставлялась компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему в сельской местности.
ДД.ММ.ГГ Эверт В.И. обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГ истцу отказано в назначении указанной компенсации в связи с отсутствием стажа работы не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, федеральных гособразовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность АК, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Эверт В.И., имевшая право в период трудовой деятельности на льготы как педагогический работник дошкольного учреждения сельской местности, проработавшая педагогическим работником в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет в период действия союзного законодательства, регулирующего льготное обеспечение педагогов, и продолжающая проживать в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
Судебная коллегия с данным выводом суда не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "е, ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
В силу п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.3 ч.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 01.01.2003), утратившего силу с 01.09.2013, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (ст. 3 Федерального закона N 439-ФЗ).
В рамках реализации полномочий совместного ведения по регулированию вопросов, связанных с оказанием мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в образовательных учреждениях сельской местности, принят Закон Алтайского края от 04.09.2013 N56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае" (вступил в законную силу с 01.09.2013), согласно ст.19 которого, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрены педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законом Алтайского края.
В данном случае- Законом Алтайского края от 03.11.2005 N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", а также принятыми в его развитие Правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N99).
В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Согласно названным правовым актам, в Алтайском крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условии наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и при наличии стажа в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).
В соответствии с п.23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 и подпункта "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Из материалов дела следует, что на момент увольнения ДД.ММ.ГГ из дошкольного учреждения Эверт В.И. пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, проживающий в сельской местности, ее педагогический стаж составлял более 25 лет, из них в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ, федеральных гособразовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность АК, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию- 8 лет 5 месяцев 16 дней.
При таких обстоятельствах, несмотря на имеющиеся в материалах дела сведения о том, что истец проработала более 10 лет в дошкольных учреждениях в сельской местности, является пенсионером и проживает в сельской местности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Управление социальной защиты населения обязанности предоставить Эверт В.И. льготы по оплате жилого помещения, отопления и освещения с октября 2016 года.
В связи с изложенным, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 16 декабря 2016 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных Эверт В. И. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району исковых требований отказать.
Апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края удовлетворить.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
Л.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.